Сибирские огни, 1939, № 5

Получился из церкви?.. Народ не перечил, К о г д а я п р е д л о ж е н и е с д е л а л о том, Ч т о б е е п е р е с т р о и т ь . . . » («Встреча», стр. 12). «Ну и травы! Буйные, что надо! Крепкая медовая прохлада, Вздутые туманов паруса... — «Эх, коси, коса, пока роса!» И т ы д е л а е ш ь крутой размах.» (стр. 20). «Дол веселый... Названье такое Нам казалось в былые года Злой издевкой... с т е н а я и в о я , Надрываясь, ходила с косою По делянам кулацким нужда.» («Веселый дол», стр. 29). Не буду умножать примеры. Подчеркнутые строки в приведенных строфах достаточно показывают, в чем заключаются слабости ав ­ тора: ведь эти строки явно выпадают из его поэтического текста. Замечу заодно, что есть в сборнике стихотворение «Смерть друга», которое все целиком ниже поэтических воа- можностей автора, настолько оно вяло и шаб­ лонно. Иногда автор портит хорошие лирические строки плохими рифмами, сомнительными ас­ сонансами, неудачным сечением фразы. Для примера стихотворение «Цветок» (стр. 46), где никак нельзя помириться с переносом: «Ты сказала: — «Не забудь чудесный Этот день»... Родная! Не забыл!..» И в этом же стихотворении неубедительны такие ассонансы, как «тронет — напомнят»* «просторный — озоном». К числу недостатков относится и не­ умеренное пользование личными именами в стихах. В самом деле, почему вдруг «тракторист-стахановец Семен», «гармонист Селифан», «пастух дядя Савва» и пр. и пр. Ведь личное имя в стихотворе­ нии (если это стихотворение не посвя­ щено какому-либо реальному лицу) оправды­ вается лишь в том случае, когда поэтический носитель этого имени развернут в образ (та­ ковы, например, дедушка Мазай или дядюшка Яков у Некрасова). А у тов. Непомнящих «Саввы» и «Селифаны» мелькают каждый в. одной строчке: они нужны ему, главным об­ разом, для рифмы. Это, конечно, путь наи­ меньшего сопротивления. Все мои критические замечания подве>дят к одному: поэту нужно еще внимательно ра­ ботать над тем, что в музыкальном исполни­ тельстве называется « м е л к о й т е х н и к о й». Каким бы творческим диапазоном ни обла­ дал артист, законченным мастером он стано­ вится лишь тогда, когда в полной мере овла­ девает этой «мелкой техникой». Это целиком приложимо к поэту. В заключении маленькое замечание об оформлении книжки: оно настолько плохо, что книжку противно взять в руки. Вл. Нейштадт. О СТИХАХ НИКАНДРА АЛ ЕКС ЕЕВА Книжку стихов Никандра Алексеева, выпу­ щенную Новосибирским Областным Издатель­ ством, никак нельзя обвинить в шаблонности, серости и прочих смертных грехах, к сожале­ нию, столь распространенных и столь часто «отличающих» книги молодых поэтов. Наобо­ рот. У Никандра Алексеева нет, быть может, ни одной шаблонной, истертой строки. И тем не менее его сборник производит странное впечатление. Алексеев все время стоит на какой-то зыб­ кой грани между поэзией и нелепостью, ме{к ЛУ подлинной самостоятельностью и странным оригинальничанием. Нас, людей живущих после символизма, знающих раннего Маяковского, Хлебникова и Пастернака, нельзя удивить никакими поэ­ тическими загадками: мы их легко разгадаем. Никандр Алексеев все время хочет быть очень оригинальным, хочет быть очень «худо­ жественным» и, право, теряешься, не зная че­ му приписать бесчисленные поэтические не­ лепости, чудовищную безвкусицу его книж­ ка — нарочитому ли стремлению быть непо­ хожим па других или какому-то внутреннему, органическому пороку его таланта, какому-то чз’яну, выверту в его поэтическом мышлении. Но как бы ни об’ясиять порок — он не етанет от этого добродетелью. В обоих слу­ чаях, до которых, кстати, читателю, в сущ­ ности, нет никакого дела — книжка стихов Никандра Алексеева оказывается неудобочи­ таемой, бесполезной и ничего нового в поэ­ зию не вносящей. Загадывать нам загадки, поражать нас вы­ чурной метафоричностью, безвкусной «худо­ жественностью» —■ нет никакой нужды. По­ эт, который делает это, обнаруживает толь­ ко собственную беспомощность и поэтическую несостоятельность, ложное глубокомыслие и непонимание своих задач. Я приведу полностью одно небольшое сти­ хотворение Алексеева из его сборника «Сти­ хи»: ПОТЕРЯ Потише сердце. Будь послушно: Ведь, зеленея, зазвенеть Способна под струей воздушной Листком осиновая ветвь. Я говорю друзьям — не троньте! Сиять способен первый снег, Как там, на горном горизонте, Сияли звезды на сосне. Вот гордый город: он — с огнями.. Я стиснул сердце, не кричи, Когда кладут на кдмень камень И кирпичи на кирпичи! Ребенок дружен был с игрою: — Купите кубики скорей, Я светлый, светлый дом построю, Поближе к солнцу, на горе,..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2