Сибирские огни, 1939, № 5
Получился из церкви?.. Народ не перечил, К о г д а я п р е д л о ж е н и е с д е л а л о том, Ч т о б е е п е р е с т р о и т ь . . . » («Встреча», стр. 12). «Ну и травы! Буйные, что надо! Крепкая медовая прохлада, Вздутые туманов паруса... — «Эх, коси, коса, пока роса!» И т ы д е л а е ш ь крутой размах.» (стр. 20). «Дол веселый... Названье такое Нам казалось в былые года Злой издевкой... с т е н а я и в о я , Надрываясь, ходила с косою По делянам кулацким нужда.» («Веселый дол», стр. 29). Не буду умножать примеры. Подчеркнутые строки в приведенных строфах достаточно показывают, в чем заключаются слабости ав тора: ведь эти строки явно выпадают из его поэтического текста. Замечу заодно, что есть в сборнике стихотворение «Смерть друга», которое все целиком ниже поэтических воа- можностей автора, настолько оно вяло и шаб лонно. Иногда автор портит хорошие лирические строки плохими рифмами, сомнительными ас сонансами, неудачным сечением фразы. Для примера стихотворение «Цветок» (стр. 46), где никак нельзя помириться с переносом: «Ты сказала: — «Не забудь чудесный Этот день»... Родная! Не забыл!..» И в этом же стихотворении неубедительны такие ассонансы, как «тронет — напомнят»* «просторный — озоном». К числу недостатков относится и не умеренное пользование личными именами в стихах. В самом деле, почему вдруг «тракторист-стахановец Семен», «гармонист Селифан», «пастух дядя Савва» и пр. и пр. Ведь личное имя в стихотворе нии (если это стихотворение не посвя щено какому-либо реальному лицу) оправды вается лишь в том случае, когда поэтический носитель этого имени развернут в образ (та ковы, например, дедушка Мазай или дядюшка Яков у Некрасова). А у тов. Непомнящих «Саввы» и «Селифаны» мелькают каждый в. одной строчке: они нужны ему, главным об разом, для рифмы. Это, конечно, путь наи меньшего сопротивления. Все мои критические замечания подве>дят к одному: поэту нужно еще внимательно ра ботать над тем, что в музыкальном исполни тельстве называется « м е л к о й т е х н и к о й». Каким бы творческим диапазоном ни обла дал артист, законченным мастером он стано вится лишь тогда, когда в полной мере овла девает этой «мелкой техникой». Это целиком приложимо к поэту. В заключении маленькое замечание об оформлении книжки: оно настолько плохо, что книжку противно взять в руки. Вл. Нейштадт. О СТИХАХ НИКАНДРА АЛ ЕКС ЕЕВА Книжку стихов Никандра Алексеева, выпу щенную Новосибирским Областным Издатель ством, никак нельзя обвинить в шаблонности, серости и прочих смертных грехах, к сожале нию, столь распространенных и столь часто «отличающих» книги молодых поэтов. Наобо рот. У Никандра Алексеева нет, быть может, ни одной шаблонной, истертой строки. И тем не менее его сборник производит странное впечатление. Алексеев все время стоит на какой-то зыб кой грани между поэзией и нелепостью, ме{к ЛУ подлинной самостоятельностью и странным оригинальничанием. Нас, людей живущих после символизма, знающих раннего Маяковского, Хлебникова и Пастернака, нельзя удивить никакими поэ тическими загадками: мы их легко разгадаем. Никандр Алексеев все время хочет быть очень оригинальным, хочет быть очень «худо жественным» и, право, теряешься, не зная че му приписать бесчисленные поэтические не лепости, чудовищную безвкусицу его книж ка — нарочитому ли стремлению быть непо хожим па других или какому-то внутреннему, органическому пороку его таланта, какому-то чз’яну, выверту в его поэтическом мышлении. Но как бы ни об’ясиять порок — он не етанет от этого добродетелью. В обоих слу чаях, до которых, кстати, читателю, в сущ ности, нет никакого дела — книжка стихов Никандра Алексеева оказывается неудобочи таемой, бесполезной и ничего нового в поэ зию не вносящей. Загадывать нам загадки, поражать нас вы чурной метафоричностью, безвкусной «худо жественностью» —■ нет никакой нужды. По эт, который делает это, обнаруживает толь ко собственную беспомощность и поэтическую несостоятельность, ложное глубокомыслие и непонимание своих задач. Я приведу полностью одно небольшое сти хотворение Алексеева из его сборника «Сти хи»: ПОТЕРЯ Потише сердце. Будь послушно: Ведь, зеленея, зазвенеть Способна под струей воздушной Листком осиновая ветвь. Я говорю друзьям — не троньте! Сиять способен первый снег, Как там, на горном горизонте, Сияли звезды на сосне. Вот гордый город: он — с огнями.. Я стиснул сердце, не кричи, Когда кладут на кдмень камень И кирпичи на кирпичи! Ребенок дружен был с игрою: — Купите кубики скорей, Я светлый, светлый дом построю, Поближе к солнцу, на горе,..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2