Сибирские огни, 1939, № 5
прилично. В селе скрываются два кулака, бе жавшие из ссылки, вор, дважды бежавший из- под ареста. Они встречаются между собой и со своими сообщниками, составляют и беспре пятственно приводят в исполнение вредитель ские планы, да и прячутся-то они нехитро — попросту живут в своих огородах, при доме, а ночью разгуливают по селу, заходят в сель совет — и никто их не замечает. На руководя щих постах в колхозе — заведомые враги, они делают «вороватые движения», пальцы их ^безостановочно шевелятся, напоминая копо шащихся червей», их «маленькие зеленоватые глаза тихо мерцают» или «отдают змеиным холодком», «брови топорщатся», «рты кривят ся», они отравляют скот, крадут хлеб, уби вают людей, и никто их не видит, не' гонит, никто им не мешает. Тупое недоверие ко всем, даже очень хо рошо проверенным людям, малоумная доверчи вость к врагам — эти отвратительные пороки представлены в повести «Счастливый исход» почти в клинической форме. Они не являются об'ектом разоблачения, а образуют всю атмос феру повести. Мы не найдем в «Счастливом исходе» ни одного человека, решительно вос стающего против всеобщего помрачения. Ос новное настроение этой повести — принципи альное недоверие к человеку, всегдашняя го товность видеть в каждом труса или подлеца. Читая ее, невозможно не вспомнить, как х а рактеризовал свой губернский город гоголев ский Собакевич: «Я их знаю всех: это все. мошенники, весь город там такой: мошенник иа мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». С. Ламакин населил выдуманную им «совет- СТИХИ ВАС. Небольшая книжка Вас. Непомнящих «Ве селый дол» заключает в себе 26 оригиналь ных стихотворений и 16 ойротских народных песен,, видимо стилизованных. В основном эти стихи о родине, о счаст ливой жизни в нашей стране, о радости кол лективного труда. Не все стихи равноцен ны по выполнению, но в общем от сборника остается хорошее впечатление: автор умеет донести до читателя свою лирическую взвол нованность, заразить читателя своим настрое нием. Превосходны, например, строки: «И кажется, крутым кипеньем Дурманных трав, огней, садов, Бурливой музыкой и пеньем Мир переполнен до краев. Певуч, как струны, легкий воздух, А посмотри на небо! Там Сияют искренние звезды, Упасть готовые к ногам!» (стр. 45). Очень хорошая черта у поэта, что пейзаж он всегда связывает с человеческим пережи ванием, а не дает его, как простое описание. Благодаря этому, он находит подчас сочные образы, и один и тот же предмет подает чи тателю в неожиданных и метких сопоставлени ях. Сравните, например, образ месяца из сти хотворения «Встреча», с метафорой из стихо творения «Осенняя путина»: скую деревню» негодяями, трусами и ко всему равнодушными людьми. Автор считает «счаст ливым исходом» для человека, запутанного ку лаками в деле о краже, в которой он не уча ствовал, — многолетнее пребывание в тюрьме... Сущность художественной литературы — правдивое изображение отношений между людьми, постановка и решение общественно- моральных проблем. Это знали лучшие пи сатели прошлого. Максим Горький — осново положник социалистической литературы — ж своем художественном творчестве и' в литера турно-критических статьях развивал эту тра дицию, показывая, что создать полноценное произведение и принести обществу пользу может только такой писатель, который пони мает, что эстетика и этика едины. Вопрос моральный о правильном отношении к челове ку наглядно предстает здесь, как вопрос по литический. Основа коммунистической этики— вера в ценность трудящегося. Эта истина является основой и коммуни стической эстетики; если жизнь изображена правдиво, то, сколько бы дурного ни расска зал о людях художник, его произведение укрепит веру в человека. На XVIII с’езде партии товарищ Жданов го ворил о неисчислимом вреде, который прино сят люди, подозревающие всех и каждого и распространяющие вокруг себя ложное чув ство тревоги и всеобщего неблагополучия. Автор «Счастливого исхода» этого не понял. В своем рвении возможно гуще изобразить зло он создал вредный вымысел, который сам по себе причинит зло, если будет кем- либо принят за истину. «Правда», 8 сентября 1939 г. И. Са*. НЕПОМНЯЩИХ 1) «Вот и месяц —• старинный приятель. Похоже, Он из бани сейчас, — краснолицый такой». 2) «Вот вынырнул месяц горбатым язем». Лирическая жилка автора спасает порой и те его стихи, которые задуманы явно «про граммно», которые идут от головы, а не от сердца. Таковы, например, «Стихи об Анга- рострое» — холодноватые и несколько ри торические, которые завершаются вдруг пре красной строфой: «И двинутся в дикие дебри полки кондовых веселых ребят, Чтоб реки смирять, выкорчевывать пни, переделывать мир и себя!» Изложенное показывает, что перед нами поэт лирического склада, поэт искренний, с метким глазом, с разнообразной красочной па литрой. Но этот поэт не до конца еща овла дел своим мастерством, в его стихах еще много срывов и провалов. Нередко попада ются пустые, явно прозаические строки, иног да неприятные штампы. Вот несколько при меров: «Ну, так видел — какой у нас знатный нардом )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2