Сибирские огни, 1939, № 5

денным сторонником материализма, социа­ лизма и революции и что этими сторона­ ми его миросозерцания определяется сущ­ ность его заветов молодому поколению. Разрешение второй из этих задач было сопряжено с исключительными цензурны­ ми трудностями. Однако Чернышевский, в известной, конечно, мере, с ними справил­ ся. Так, иа переход Добролюбова к мате­ риализму ему удалось более чем прозрачно намекнуть там, где он говорит о круше­ нии религиозного миросозерцания Добролю­ бова. О преданности последнего идеалам социализма он сказал его собственными словами, цитируя его письма к друзьям, например: «Я отчаянный социалист...» Нельзя не признать замечательной и статью «Не начало ли перемены?» (1861 г. ЛЬ 11) о рассказах Н. В. Успенского, возвещавших, как понимал Чернышевский перелом в изображении крестьян русской художественной литературой. Прежде рус­ ские писатели идеализировали крестьянст­ во, теперь нужно говорить о нем правду, хотя бы и горькую правду, как это и де­ лает Н. Успенский. Почему? Да потому, что в жизни крестьянства назревают пере­ мены и от него самого зависит «изменить свою судьбу» (замаскированный, но не­ сомненный намек на крестьянскую рево­ люцию). Число ссылок на статьи Чернышевского 1861— 1862 гг., подтверждающих его преданность идеям революционной демо­ кратии, можно было бы при желании зна­ чительно увеличить. Думается, что в этом нет особой надобности. И так ясно, что, работая в «Современнике» Чернышевский самым определенным, самым несомненным образом служил делу раскрепощения на­ родных масс от оков социального и поли­ тического рабства, служил делу народной революции. Правда, в 1861 г. он уже на­ чал переходить к строго законспирирован­ ной активной революционной работе. Но когда правительство Александра II аре­ стовало Чернышевского, оно имело в виду не только эту активную революционную работу, о которой кстати сказать знало очень мало, оно имело также в виду и направление его легальной литературной деятельности в «Современнике».1 Замечательная и трогательная черта! В душном каземате Петропавловской крепо­ сти Чернышевский не прекратил своей литературной деятельности, не перестал быть сотрудником «Современника». Ofeio из самых замечательных его произведений роман «Что делать?», напечатанный в ве­ сенних книжках «Современника» за 1863 г. №№ 3, 4 и 5), — целиком было на­ писано в крепости. Всем содержанием этого романа, поль­ зующегося огромной популярностью в Стране Советов, ставшего даже предметом школьного изучения, Чернышевский как бы говорил своим читателям: «Не падайте духом! Работайте во имя светлого и прек­ расного будущего! Помните, что только оставаясь материалистами, социалистами и революционерами, подобно Рахметову. Кирсанову, Лопухову и Вере Павловне вы сможете приблизить это будущее...» Нет надобности распространяться, что появление романа «Что делать?» на стра­ ницах «Современника» было Достойным завершением работы Чернышевского в этом журнале. 1 Не забудем, что в приговоре Сената пе делу Чернышевского резко отрицательной характеристике этой деятельности уделено было значительное внимание.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2