Сибирские огни, 1939, № 5
печатавшихся в «Современнике» в это ■время, самой монументальной было продол жение начатых еще в 1860 г. «Примеча ний к Миллю». Это об них доносчик Вс. Еостомаров, в своей «Записке о литератур ной деятельности Чернышевского» заяв лял: они де относятся к числу тех статей этого автора, которые «путем научного исследования проповедуют теорию социа лизма, доведенного до крайних результа тов, т. е. коммунизма». Из других теоретических работ Черны шевского назовем рецензию на «Политико- экономические письма к президенту Аме риканских Соединенных Штатов Г. К. Кэре» (1861 г., JVb 1), статью «О причи нах падения Рима» по поводу «Истории цивилизации во Франции» Гизо (1861 г., № 5) и «Непочитательность к авторите там» по поводу сочинения Токвиля «Де мократия в Америке». В рецензии о «Письмах» Кэре, дающей ценный материал для характеристики эко номических воззрений Чернышевского, вве дено очень смелое рассуждение о том, как следует относиться к Юдифи, т. е. к челове ку, решившемуся на «позор», на «страш ные пожертвования» ради того, чтобы «быть полезным обществу». «Исторический путь, — говорит здесь Чернышевский, — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то гряз ные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкатв сапоги, тот не принимайся за обществен ную деятельность». Исходя из таких со ображений Чернышевский решительно за являет, что «Юдифь поступила недурно», что «Юдифь не запятнала себя». Нет на добности доказывать, что образ Юдифи по надобился здесь Чернышевскому для того, чтобы под его прикрытием высказать мысль о законности в интересах революции поль зоваться даже крайними средствами борь бы. Статья «О причинах падения Рима» лю бопытна, между прочим, в том отношении, что в ней Чернышевский напал на Герце на. не называя его, конечно, по имени, за его склонность к противопоставлению «ветхой» Европе «свежей» России, будто бы призванной обновить «жизнь цивили зованного мира» внесением в нее «высших элементов, которых сама она выработать не в силах». По мнению Чернышевского, «у нас от патриархальных (диких) вре мен сохранился один принцип, несколько соответствующий одному из условий быта, >к которому стремятся передовые народы». Это — «общинное землевладение». Но «ведь Западная Европа идет к осуществле нию этого принципа независимо от нас». А потому «Европе тут позаимствоваться нечем и не для чего: у Европы свой ум в голове, и ум гораздо более развитой, чем у нас, и учиться ей у нас нечему...» В крепко сделанной статье «Непочти тельность к авторитетам» Чернышевский последовательно и веско опровергает ут верждения Токвиля о том, что «демокра тия и централизация — одно и то же». При этом Чернышевский неоднократно да ет понять читателям, что централизация, господствующая при самодержавном строе, не оставляет никаких надежд па обновле ние жизни в духе истинно-демократических принципов. Чрезвычайно раздражила «власть пре держащую» и статья в № 3 1862 г. «Французские законы о печати», в кото рой Чернышевский доказывал, что законы о печати нужны только там, где народ враждебен правительству, и правительство нуждается в том, чтобы заграждать уста недовольных. Эти суждения приобретали тем большую остроту, что Александр II уже поставил в повестку дня выработку новых законов о печати. Из непосредственных откликов Черны шевского на злобы русского политического дня должны быть выделены статьи «Пись ма без адреса» и «Научились ли?» (1862 г.. № 4). Первая из них, так и не увидевшая пе чати (она была вырезана из № 2 журнала за 1862 г.), давала сокрушительную кри тику реформы 19-го февраля, как не толь ко не удовлетворившей справедливых тре бований крестьян, но явно для них разо рительной. Вторая защищала студенчество, на ко торое и правительство и реакционпо-либе- ральная печать обрушивали всевозможные громы за то только, что оно не желало подчиниться новым университетским «пра вилам», ставившим студентов «в положение малых ребят», т. е. уничтожавших даже тень университетской автономии. Из работ Чернышевского на литератур ные темы отметим обширные «Материалы для биографии Добролюбова» (1862 г., JVb 1). В них он стремился разрешить две задачи: с одной стороны, положить начало серьезному изучению жизни и деятельно сти покойного Добролюбова, которого счи тал едва ли не самым выдающимся чело веком эпохи, с другой стороны, дать по нять читателям, что Добролюбов был убеж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2