Сибирские огни, 1939, № 5
стать против него. Е счастью, книга так безжизненна и суха, что вреда наделать не может». В своем негодовании против Чернышев ского, Тургенев не дал себе труда вду маться в смысл «гнусной мертвечины». Если бы он это сделал, если бы, с другой стороны, его сознание не было столь за темнено классовыми пристрастиями, то, может быть, он понял бы, что Чернышев ский в данном случае продолжает дело Бе линского, который к концу своей жизни тоже пришел к философии Фейербаха и сделал из нее те же, что и Чернышев ский, выводы. Естественным следствием сугубо-врая-г- дебного отношения Тургенева и его еди номышленников в рядах старых сотрудни ков «'Современника» к Чернышевскому явилась попытка, во что бы то ни стало, добиться возвращения в «Современник» А. В. Дружинина, который до привлече ния в число руководящих сотрудников жур нала Чернышевского играл в нем одну из первых ролей. Однако, эта попытка не увенчалась успехом: Некрасов, от которо го зависело решение вопросов, ценил Дру жинина, как способного писателя, но ре шительно был несогласен с его отрица тельным отношением к гоголевскому на правлению русской литературы. Спор огоголевском направлении, который велся в то время, имел чисто социальную подкладку; спорили, в сущности, о том, -что следует положить в основу своего от ношения к действительности — «обличе ние и протест» (формула Некрасова), или же примирительное к ней отношение. Де мократы с Чернышевским и Некрасовым во главе ратовали за «гоголевское напра вление», Дружинин и ставшие на его сто рону Тургенев и Толстой склонны были «обличителю и протестанту» Гоголю про тивополагать «примирителя» Пушкина.1 Поскольку речь заходила о Гоголе, не минуемо вспоминалось имя и другого писа теля, имя того великого критика, кото рый в последние годы своей жизни с ис ключительными страстностью и одушевле нием пропагандировал именно «гоголев ское направление», иначе говоря проте стующее отношение к «гнусной рассей- ской действительности», — имя Белинского. Главную свою задачу в середине 50-х гг. Чернышевский видел именно в том, чтобы 1 Нет надобности доказывать, что взгляд иа Пушкина, как на «примирителя» вкорне опровергнут советским «пушкиноведением». оживить в современной литературе заветы Гоголя и Белинского. Уже в своих прекрасных, все еще не достаточно оцененных статьях о Пушкине, (см. «Современник», 1855 г. JVsJVs 2, 3, 7 и 8), давая.на основе анненковских «ма териалов» подробную информацию о жиз ни, авторских привычках, манере писать, внешней стороне творчества великого поэ та, — Чернышевский заявлял, что не счи тает нужным подробно останавливаться «на историческом значении и художествен ном достоинстве его творений»: ведь' и то и другое уже определено «критикой, воз никшей после смерти Пушкина». Под «критикой, возникшей после смерти Пуш кина», Чернышевский разумеет критику Белинского, имя которого все еще оста валось запретным. Не имея возможности назвать Белинско го по имени, Чернышевский всячески под черкивает свое уважение к нему и его ли тературным оценкам. Отличительные осо бенности критики Белинского определяют ся им словами: «проницательность анали за», «пламенная любовь к истине», «горя чее желание развития жизни и просвеще ния в родной земле», «независимость и нелицеприятность» суждений и т. д. и т. п. Если статья Чернышевского о сочине-' ниях Пушкина в некоторой части перехо дит в дифирамб Белинскому, то с еще большим основанием это следует сказать о знаменитых «Очерках гоголевского перио да», которые начали печататься с послед ней книжки «Современника» 1855 г. «На ши слова, — заявляет здесь Чернышев ский, — о значении произведений самого Гоголя будут только в немногих случаях дополнением, а по большей части только сводом и развитием воззрений, выражен ных критикою гоголевского периода лите ратуры, центром которой были «Отечест венные Записки», главным деятелем— тот критик, которому принадлежат статьи о Пушкине». В последующих главах «Очерков гого левского периода», напечатанных уясе в «Современнике» 1856 г., Чернышевский с удивительным мастерством соединяет освещение основных течений нашей обще ственной мысли первой половины XIX в. с откликами на явления, близкие совре менности. Наряду с блестящими характе ристиками литературных деятелей 30— 40-х гг. (Полевого, Сенковского, Шевыре- ва, Надеждина) Чернышевский дает уни чтожающую критику славянофильства, вы ясняет значение русского гегелианства, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2