Сибирские огни, 1939, № 5
чала 50-х гг., т. е. пресловутой «эпохи цензурного террора» (семилетие с 1848 г. по 1854 г.). Сошлемся хотя бы на отзывы Черны шевского об М. В. Авдееве, Евг. Тур, А. Н. Островском и статью «Об искренно сти в критике». Авдеева, пользовавшегося в те времена значительной популярностью, Чернышев ский сурово развенчивает и за подража тельность его произведений и тем паче за тенденцию идеализировать действитель ность, изображать «сов, коршунов и со рок1» этих «тунеядцев» птичьего царства в виде «голубей». Еще резче отозвался Чернышевский о великосветских романах Евг. Тур, утвер ждая, что в них «над всем владычеству ет неизмеримая пустота содержания». А Островскому пришлось выслушать не сколько горьких истин за «приторное при- крашивание» русского старозаветного бы та, сказавшееся по мнепию критика, в ко медии «Бедность не порок». В большой статье «Об искренности в критике» Чернышевский, исходя из убеж дения, 'что «назначение критики» — слу жить выражением передовых идей, требу ет от нее «ясности, определенности и пря моты»; в иных случаях для критики необ ходима даже «резкость». Когда предписы вает иам «паша обязанность» — нельзя считаться с авторитетами. Восставать про тив авторитетов, «конечно, не легко», но авторитеты в иных случаях заслуживают «более жаркого нападения», чем посред ственности. Нет надобности доказывать, что так рас суждать и об Авдееве, и об Евг. Тур, и об Островском, и о задачах критики мог только убежденный и последовательный демократ. Любопытно, что первые же выступле ния Чернышевского в «Современнике» за ставили насторожиться представителей буржуазно-дворянского либерализма, чув ствовавших себя в этом журнале господа ми положения. Вот что говорит об этом один из со трудников «Современника» тех лет (Ели сей Колбасии): «Многие из крупных со трудников «Современника» долго не зна ли, кто помещает в журнале критические и библиографические статьи. Когда к Не 1 Под совами, коршунами и сороками Чер нышевский явным образом имел в виду пред ставителей и представительниц помещичьего класса, которых так любил изображать Ав деев. i красову приставали за об’яснениями Тур генев, Боткин, Григорович и др., Некрасов обыкновенно как-нибудь уклонялся от пря мого ответа, и имя нового сотрудника оставалось неизвестным. Один раз Боткин настойчиво стал допрашивать поэта и ска зал: «Признайся, Некрасов, ты, говорят, выкопал своего критика из семина рии?» — «Выкопал» — отвечал Некра сов. — «Это мое дело». Помещенный в «Современнике» неболь шой разбор повестей Авдеева, печатавших ся раньше в том же журнале, произвел целую бурю в литературных кружках. Мно гие были задеты, другие заинтересованы, все расспрашивали, кто этот отважный критик, осмелившийся так резко разбра нить Авдеева, известного в свое время литератора и постоянного сотрудпика «Со временника»... Авдеев до того обиделся, что послал Некрасову ругательное письмо» («Тени старого «Современника», «Совре менник», 1911, № 8). III Настороженность Тургенева, Григорови ча и других участников их кружка в отно шении Чернышевского в середине 1855 г. перешла в явную антипатию. Это про изошло благодаря появлению в печати ма гистерской диссертации Чернышевского. Тургенев, солидаризируясь с резко 'от рицательным отзывом о книге «Отечест венных Записок», писал Краевскому (от 10 июня 1855 г.)-' «Спасибо Вам за то, что у Вас отделали гадкую книгу Черны шевского. Давно я не читал ничего, что бы меня так возмутило. Это хуже, чем дурная книга; это — дурной поступок». Однако, Черпышевский, убежденный в своей правоте, продолжал итти избранным им путем. Считая, что его диссертация стра дала недостаточной четкостью выводов, он решил несколько заострить ее смысл, и с этой целью в майской книжке «Современ ника», под инициалами «Н. П. — н» (ини циалы эти могли не очень осведомленного читателя навести на мысль, что автором статьи был Пыпин), поместил рецензию на свою собственную книгу. Эта рецензия вызвала новый взрыв негодования со сто роны Тургенева. «Книгу Чернышевского, — писал он Панаеву, — эту гнусную мертве чину, это порождение злобной тупости и слепости, не так бы следовало разобрать, как это сделал г. Пыпин. Подобное на правление гибельно, и «Современнику», больше чем кому-нибудь, следовало вое-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2