Сибирские огни, 1939, № 5
— Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского... — ответил поэт, <ни когда не бывший близок к революционно- демократическому лагерю «Современника», скорее даже бывший его противником. —- Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском, — стро го прервал поэта Александр II и отвер нулся в сторону. Он, как и все предста вители господствовавшего класса, свире пейте расправившись с ненавистным им Чернышевским, больше не хотел слышать этого имени. Летом 1866 года к Чернышевскому, в Кадаю, приезжала жепа с маленьвдм сы ном. Они пробыли здесь всего пять дней; было невыносимо тяжело постоянное при сутствие жандармов. Вскоре Чернышевского перевели на Александровский завод, того же Нерчин- ского округа. Полицейский надзор за ссыльным Чер нышевским по предписаниям сибирских и центральных властей усиливается в связи с «Делом Каракозова», неудачно стреляв шего 4 апреля 1866 года в Александра II. В приговоре по «Делу» каракозовцев, кружка молодых людей, «зараженных со циалистическими идеями», указывается на идейное влияние Чернышевского. Одним из пунктов обвинения против них был ука зан замысел освободить «государственного преступника» Чернышевского из каторги. Неудачный выстрел Каракозова в Петер бурге незамедлил отозваться в Сибири, где жил Чернышевский. За ним был усу гублен надзор. Никакие, хотя бы малейшие облегчения участи политических ссыльных, иногда де лавшиеся правительством по случаю «тор жественных дней», не относились к Чер нышевскому. На его глазах уезжали из ссылки мно гие осужденные, он провожал их и оста вался, твердо ожидая возможности «вый ти на поселение». Чернышевский ждал и надеялся. Тянулись дни, недели, месяцы, годы. Изредка мог он писать письма к р(одным и близким людям. Впрочем, и в этом к нему были применены репрессии. В кон це шестидесятых годов ему было воспре щено отсылать письма чаще чем один раз в год, а потом — один раз в полгода. Власть здесь осуществлял комендант, представитель генерал-губернатора Во сточной Сибири и III отделения. Время от времени к Чернышевскому являлись «для беседы» доверенные лица сего представителя власти. О чем мог бе седовать с этими грубыми невеждами ве ликий ученый и мыслитель? Чернышевский застал на Александров ском заводе большую группу политических ссыльных и с некоторыми из них нередко беседовал. Он привез с собой книги, полу чал от родных книги и журналы из Пе тербурга. Он очень много читал и писал. За картой Франции Чернышевский рас толковывал ссыльным ход франко-прус ской войны, обнаруживая свои огромные познания и в военной истории. Нередко сражались в шахматы, на доске, вырезан ной ноясом. на столе, фигуры смастерили из хлебного мякиша. Чернышевский жил весьма скромно, тратя здесь на себя около пятнадцати рублей в месяц, проводя свою жизнь, как и раньше на свободе и в крепости, в на пряженном умственном тр|уде. Он писал здесь главным образом бел летристические произведения. Во второй половине шестидесятых го дов Чернышевский задумал написать три логию «Старина», «Пролог» и «Утопия». «Старина» до нас вовсе не дошла, из «Утопии» дошли незначительные по об’е- му части. Беллетристические произведения, напи санные Чернышевским в Сибири, занима ют особое место в его литературном на следии. В них Чернышевский выражал свою не истребимую жажду творчества. Но многое из того, что он писал, он рвал или жег. Это —- подлинная трагедия писателя. В истории литературы известны случаи, когда писатели уничтожали свои произ ведения. Гоголь сжег вторую часть «Мерт вых душ» в припадке мистического безу мия. Но не только безумие об’ясняет этот факт. В нем была своя, художническая логика. Это был и приговор гениального художника над своим неудачным детищем, в известном смысле, отречение от него. Мопассан сжег свои восторженные пу тевые записки об Италии, — это был акт французского патриотизма, в то время направленный против антифранцузской кампании итальянской печати. Но Чернышевскрй ничем внутренне не был побуждаем к уничтожению своих ру кописей, плодов своего ума и сердца. Оя не отрекался от своих созданий. Но он не хотел делать свои произведения достой-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2