Сибирские огни, 1939, № 5
званием «Дневник Левицкого» мы нахо дим и прямую ссылку на Лермонтова, как автора стихотворения: «Гляжу на бу дущность с боязнью». Чернышевский в этом месте своего романа изображает пе реживания Левицкого, который готовился стать вполне самостоятельным по оконча нии педагогического института. И вот как раз в этот ответственный момент его по кидают друзья по институту, благодаря гнусной клевете врагов. «Общество лю дей, — пишет в своем дневнике Левиц кий,— которые несравненно выше массы стремились ко всему доброму, — и оста лись стремящимися ко всему доброму, ос тались прекрасны, чисты, безукоризненны, какими были; — одна перемена: стали игрушками негодяев, сами оставаясь бла городны. Вечпая история. Случай ничтожен; но он обнаружил истину, которой я не хотел понимать... Я рад: узнал одною истиною больше, пригодится на будущее. Но тяже ло. Подавляет. Нет силы на работу... Буд то дряхлость... И тьмой и холодом об’ята Душа усталая моя... Вечная история: выходит работник, на бирает помощников. Зовут людей к друж ной работе на их благо. Собралась масса, готова работать. Является плут, начинает шарлатанить, интриговать, — разинули рты, слушают, — и пошла толпа за ним. Он ведет их в болото, — опи тонут в гря;- зи, восклицая: «сердца наши чисты!» — Сердца их чисты; жаль только, что они со своими чистыми сердцами потонут в бо лоте. А у работника осталось мало товари щей, — труд не под силу немногим, опи надрываются, стараясь заменить недоста ток рук чрезмерными усилиями, — надо рвутся и пропадут... И не только жаль, что пропадут они, — а того, что дело останет ся не сделано»... Левицкого не столько возмущает клеве та врагов и связанное с этой клеветой ко лебание и неустойчивость товарищей по институту, сколько невозможность при та ких условиях бороться за дело «на их благо». «Работник» остается «без помощ ников», одиноким и дело «не сделанным». Это одинокое положение в результате сло жившихся обстоятельств заставляет героя Чернышевского по некоторому сходству вспомнить Лермонтова, как автора глубо ко выразительного стихотворения: «Гляжу на будущность с боязнью». В приведенном контексте строки из сти хотворения Лермонтова: «И тьмой и холо дом об’ята душа усталая моя» производят впечатление не простой ссылки на «слу чай ничтожный», как это могло показать ся при поверхностном чтении романа. Они подчеркивают одновременно, по некоторому, сходству, не личное, а социальное одино чество и самого Лермонтова, задыхавшего ся когда-то в тисках «страны рабов», «стра ны господ». Интересно отметить, что при веденные переживания Левицкого и харак терная ссылка па Лермонтова напоминают нам несколько переживаний Волгина на обеде у Платонцевых. Волгин тоже почув ствовал себя одиноким среди либералов и крепостников. Его суровый приговор над собравшимися опять-таки совершенно не случайно перекликался с аналогичным сти хотворением все того же Лермонтова. Быть может, эта некоторая акцептация внима ния на сходственных положениях героев Чепнышевского вызывалась тем, что и сам автор в это время находился в поло жении некоторого одиночества, последо вавшего за разгромом освободительного движения 60 гг. Отсюда характерный при говор над Россией как «нацией рабов» и не менее характерная ссылка на печаль ные строки из Лермонтова. Последние ссылки Чернышевского в той или иной форме на Лермонтова оконча тельно дорйсовывают перед нами облик «великого поэта» в истолковании и осве щении «мужицкого демократа». С дневни ковых, литературно-критических, белле тристических страниц Чернышевского, злобно обвиняемого врагами революционной демократии в гонении на поэтов и писате лей, встает волнующий образ Лермонтова,, «благороднейшего из людей», «великого гражданина» русской литературы, поэта бунтаря, поэта огромной силы и необы чайной художественной выразительности, оказавшего значительное влияние на по следующее развитие русской литературы вплоть до революционно-демократической. Строки Чернышевского, посвященные лю бимому поэту Лермонтову, сохраняют всю свою неувядаемую и поучительную све жесть досего времени. Они снимают с поэ та Лермонтова фальсификаторский глянец врагов и «друзей» и открывают перед нами во весь богатырский''рост «русского поэта с Ивана Великого» (Белинский). Томск, 1939 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2