Сибирские огни, 1939, № 5
вести» о Лермонтове и его художествен ной творчестве. Так, Верещагин, говорит: «Дерзко было бы сказать мне, что я был знаком с Лермонтовым. Он был пятью го дами старше меня и пятью годами стар ше своих годов. Но я смею сказать, что я понимаю его: два или три раза он удо стаивал меня серьезной беседой своей. Это было в начале< 1840 г. Г. Дудышкин очень верно изобразил многое из того, что таилось в нем под тогдашним байронизмом почти всех порядочных людей. Но я, имев ший счастье слышать его серьезные раз говоры, столь редкие, должен сказать: это был благороднейший из людей и великий гражданин. Россия имела мало таких сы новей». Чернышевский старается подчерк нуть данное и очень важное высказывание своего героя о Лермонтове. Он ссылается на это высказывание даже в своем преди словии к «Повести в повести», обращая на него тем самым еще большее внима ние своих читателей. Такое акцентирование внимания на вы сказывании о Лермонтове одного из ге роев романа не было случайным. Этим вы сказыванием Чернышевский подчеркивал и собственное глубокое убеждение относи тельно Лермонтова и его исторической ро ли в русской литературе. Тот же самый герой Чернышевского в другом месте ро мана говорит, что Лермонтову не помеша ло быть таким поэтом «барское воспита ние». Бывает «плохое барское» воспита ние, — рассуждает он, ■— «бывает и хоро- шее:''Пушкин, Лермонтов, Чаадаев, другие, которых вспоминает Пушкин в «Арионе», не были мужики». Это замечание полно глубокого значения в осмыслении жизнен ных судеб выдающихся представителей 'дворянской литературы, в частности, в ос мыслении идейно-творческого облика Лер монтова. Это замечание как нельзя лучше бьет по тем, которые в творчестве вели ких классиков ищут только представителя того или иного класса. Герои Чернышевского из «Повести в по вести» не только высказываются о Лер монтове вообще, но и об отдельных его произведениях в частности. В рассказе «Дочь Иеффая» один из героев пишет своей жене, что «Печорин—не герой на шего времени, он отжил свой век, не увлекайтесь им». Этим высказыванием Чернышевский старался подчеркнуть ту очень важную истину, что время теперь не Печориных. В жизни появились новые герои, положительные герои нового вре мени, которыми и следует увлекаться и не только увлекаться, но и подражать им в своем поведении. Герои Чернышевского из «Повести в повести» любят стихи ве ликих классиков. Они декламируют их своим знакомым. Один из героев рассказа «Бал» декламирует их даже на вечере од ной даме. Правда, его репертуар был не особенно богат, что дало повод Чернышев скому к некоторому юмору. Но в этом ре пертуаре рядом с Пушкиным стоял и Лер монтов. Молодой человек декламирует сво ей даме один отрывок из «Хаджи-Абрека» Лермонтова. Роман Чернышевского чрезвычайно ин тересен не только количеством прямых ссылок на Лермонтова, своеобразной «пе реплавкой» заимствованных мотивов и по ложений из его художественного творчест ва, но и дальнейшим развитием взглядов самого автора на этого гениального рус ского поэта. Гениальный, поэт в высказываниях Чер нышевского становится «великим гражда нином» русской литературы, художествен ное творчество которого можно было ис пользовать в интересах нарастающей ре волюции. Надежды Чернышевского однако не оправдались. Ожидаемая вскоре революция была разгромлена реакционным прави тельством. Сам Чернышевский был сослан в Сибирь. По дошедшим письмам из Сиби ри и беллетристике этого периода мы ви дим, что у Чернышевского сохранился ин терес и к Лермонтову (наряду с другими классиками русской и западно-европейской литературы). Печальная судьба этого поэ та, затравленного царским самодержави ем в расцвете творческих сил, напомина ла чем-то судьбу самого Чернышевского, которого тоже старались как можно скорее похоронить в ледниках Сибири. Все это поддерживало и не могло не поддерживать определенных симпатий Чернышевского к любимому еще в детстве поэту. В письме к Ольге Сократовне из Вилюйска от 31 марта 1878 г. Чернышевский пишет: «Из наших русских очень умных писателей, образец превосходной строгости к самому себе, был Лермонтов: ничего, кроме дей ствительно прекрасного, он не брал из своих черновых бумаг для отдачи в печать. После его смерти напечатали, разумеется, и всю дрянь, которую держал он лишь для того, чтобы подождать, не случиться ли ему переделать эти плохие эскизы в хоро шие произведения». Чернышевский в ряде писем к своим родным из Сибири сообщал, что «как пи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2