Сибирские огни, 1939, № 5
оригинальнейшим из всех бывших у пас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Такая акцентация внимания на оригиналь ности и самобытности Лермонтова, по сравнению с Пушкиным и другими, не была случайной. Она покоилась на убеж дении Чернышевского, что Лермонтов является следующим этапом в развитии русской литературы. Вот почему его даже «наименее зрелые стихотворения» не могли не выходить «из круга пушкин ских идей». В другом месте «Очерков гоголев ского периода» Чернышевский старается подчеркнуть, что именно Лермонтов и особенно Гоголь имели наибольшее значе ние для последующего развития «много численных писателей нового поколения». «Но если мы, .— пишет Чернышевский,— говорим о том, что критика гоголевского периода положила границы отрицанию и дала нам й первый раз историю русской литературы, считавшейся до того времени не более, как случайным, безжизненным и почти всегда бессмысленным отражени ем различных явлений иноземных лите ратур, то мы говорим это о позднейшей работе развития критики гоголевского периода, когда она достигла уже полной самостоятельности, и когда положение русской литературы существенно измени лось влиянием Гоголя, деятельностью Лермонтова и многочисленных писателей нового поколения, воспитанных отчасти Пушкиным и Лермонтовым, а более всего творениями Гоголя и критикою Белинско го». Отмечая влияние главным образом Лермонтова и особенно Гоголя на «много численных писателей нового поколения», Чернышевский имел здесь в виду пред ставителей «натуральной школы», т. е. той школы, которая предшествовала в качестве необходимого этапа революцион но-демократическому направлению в рус ской литературе XIX века. Таким образом Лермонтов воспринимался Чернышевским в качестве раннего предшественника передового литературного направления €0 г. г. В тех же «Очерках» Чернышев ский писал: «Лермонтов... самостоятельны ми1симпатиями своими принадлежал ново му направлению, и только потому, что последнее время своей жизни провел на Кавказе, не мог разделять дружеских бесед Белинского и его друзей». Чернышевский-беллетрист сам испы тал известное влияние Лермонтова. Бел летристической деятельностью Чернышев ский занимался главным образом в тюрем ный период своей жизни. Именно в эти годы были написаны им роман «Что де лать?» и «Повести в повести». При чте нии первых глав романа «Что делать?», посвященных главным образом критике старого мира, мы не видим прямых ссылок автора на Лермонтова. Но тем не менее известное влияние этого художника все-таки сказалось. В этом отношении наи больший интерес представляет прежде все го образ Сержа. Этот герой некоторыми своими чертами напоминает нам несколь ко «лишнего человека» Печорина. Серж прежде всего военный, как и Печорин. По своим внутренним данным он- стоит выше окружающих его светских людей. Француженка Жюли, возмущенная низки ми помыслами этих людей при разговоре о Вере Розальской, восклицает: «Серж, и ты такой же? Нет, ты лучше их!» Несмот ря однако на свое превосходство, Серж не в состоянии порвать с «гнусными» и «гадкими» людьми светского общества, не в состоянии бороться с пороками этих людей. Он довольствуется только тем, что не участвует в их скабрезных похож дениях и более честно относится к жен щинам, с которыми ему приходится встречаться. Чернышевский в качестве «мужиц кого демократа» произносит суровый при говор над этим типичным героем дво рянской литературы XIX века. Алексей Петрович во «втором сне» Веры Павлов ны говорит Сержу, который хотел «испо- ведываться» о своей жизни: «Не исповедуйтесь, Серж!.. Мы знаем Вашу историю; заботы об излишнем, мыс ли о ненужном, — вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от природы человек и не глупый, и очень хо роший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?» — «Пригоден на то, чтобы провожать Жюли повсюду, куда она берет меня с собою; полезен на то, чтобы Жюли могла кутить, — отвечает Серж». Таков приговор Чернышевского над лучшим представителем светского обще* ства, которое он беспощадно развенчива ет в своем романе. Но Чернышевский не ставил перед собою задачу: давать более развернутую критику старому"-миру. Его роман назывался «Что делать?» и носил такой характерный подзаголовок: «Из рассказов о новых людях». Поэтому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2