Сибирские огни, 1939, № 5
лось мнение, заимствованное из «Отеч. Записок» (я читал его в статьях о Держа вине1), что только жизнь народа, степень его развития определяет значение поэта для человечества, и если народ еще не достиг мирового общечеловеческого зна чения, не будет в нем и писателей, ко торые должны быть общечеловеческими, имели бы общечеловеческое достоинство. Так, Лермонтов, Гоголь доказывают, что пришло России время действовать на ум ственном поприще, как действовали рань ше ее Франция, Германия,* Англия, Италия; я думаю, что нахожу в себе некоторые но вые начала, которые нахожу ясно и развито и сознательно высказанными в тепереш ней науке и теперешнем взгляде на мяр и которые теперь, конечно, весьма неяс ны, или не то, что неясны, а главное — которые еще не получили твердости, об- щеприменимости, которые в своих прило жениях еще не тверды, а часто управля ются минутною прочитанною мыслью и но вым указанным фактом». В дневниковой записи Чернышевского о вечере у профессора Петербургского уни верситета И. И. Срезневского мы читаем: «Разговор был сначала о Лермонтове, которого я защищал, хотя не вдавался в жаркие тирады, потому что разговор был спокойный. После несколько о Гоголе, ко торых Срезневский не хотел считать людь ми одной величины с Пушкиным (а я по голосу Вас. Петр.2 ставлю Лермонтова вы ше Пушкина, а Гоголя выше всего на свете, со включением в это все иШекспи ра и кого угодно)». Было бы не совсем правильным воспри нимать эти слова Чернышевского как не в меру восторженного поклонника Лермонто ва и Гоголя. Необходимо учесть, что про- диктовапы они были полемикой. Черны шевский несколько дальше пишет: «Я го ворил не слишком много, даже довольно мало, с некоторой однако самостоятель ностью, хотя слабою. Несколько раз гово рил весьма глупо, как, однако, и всегда это случается». Необходимо все-таки подчеркнуть, что в приведенных словах Чернышевского сказывался не только полемический задор, но и определенное убеждение. Это убежде ние обусловливалось темн же мотивами, которые несколько позднее получат наибо лее развернутое свое отражение в спорах 1 Имеется в виду Белинский. 2 Лободовского. так называемых «пушкинистов» и сторон ников «гоголевского» направления в рус ской литературе. Молодой Чернышевский, воспитанный на новых началах «теперешней пауки и те перешнего взгляда на мир», все свои сим патии отдавал критическому направлению в русской литературе. Эти симпатии тол кали его на известное противопоставление Лермонтова и Гоголя фальсифицирован ному Пушкину того времени. Все эти вы сказывания молодого Чернышевского под тверждают, что уже в эти годы у него ста ло складываться представление о Лер монтове, отчасти под влиянием Белин ского, как о новом этапе в русской дите ратуре, который будет характеризоваться потом господством «натуральной школы». Поэтому совершенно не случайно в днев никовых записях Чернышевского мы часто встречаем упоминание оЛермонтове, рядом с Гоголем, сыгравшим роль «Колум ба»,, по выражению того же Белинского, в «натуральном» направлении русской ли тературы. Эти взгляды Чернышевского на поэта Лермонтова получат впоследствии дальнейшее свое развитие, но уже в лите ратурно-критических и теоретических его работах. Здесь я имею в виду деятельность- Чернышевского в журнале «Современник». Как известно, в этом журнале Черны шевский начал сотрудничать после своего- возвращения из Саратова, где/>н занимал ся некоторое время педагогической прак тикой. В эти годы Чернышевский высту пал в качестве вполне сложившегося и оформившегося «мужицкого демократа», умевшего «влиять на все политические события его эпохи в революционном ду хе» (Ленин). К сожалению, эта плодотвор ная деятельность была вскоре прервана «палачами правительства». Работая в жур нале «Современник» по боевым вопросам публицистики, науки, философии, крити ки, Чернышевский не останавливается спе циально на литературно-художественной деятельности Лермонтова. Однако, Черны шевский посвящает Лермон'йзву ряд инте ресных высказываний, вкрапливая Пх в свои многочисленные работы этого перио да. Так, например, еще в своей диссерта ции «Эстетические отношения искусства к действительности», разбирая вопрос о раз личии «поэтических произведений от точ ного, прозаического пересказывания дей ствительных происшествий», 'Чернышев ский пишет: «Большая полнота подробно стей, или то, что в плохих произведениях приобретает имя «реторического распро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2