Сибирские огни, 1939, № 5
>енно, гибель военачальника Сиоары от зук Иаили. Иаиль дает убежище в своем яатре беглецу Сисаре, она накрывает его ювром и предлагает ему молока вместо во- (Ы, чтобы утолить жажду; но, усыпив зго лаской и гостеприимством, она берет иол от шатра и вгоняет его в голову спящему Сисаре, ударом молота раздроб- яяя ему висок. Так и Чимышкик-султан, вызвавшая Давида на честный' бой, предлагавшая ему гостеприимство и любовь, предательски убивает его: в то время, когда он купает ся в бассейне в саду у нее, она мечет ему в спину раскаленный на огне желез ный сошник, который проходит грудь на сквозь, пригвождая тело к земле. Но разве мог умереть Давид? В самой гуще сечи, один среди врагов, бесчисленных, как звезды до зари в небе сах, окруженный огнем, осыпаемый ис крами со сшибающихся клинков, он не уязвим: булавы, мечи, отравленные стре лы проходят сквозь его тело, не причи няя ему вреда. Ночью на поле битвы, труп среди трупов, он поднимается из куч мертвецов на зов своей жены. Похо роненный заживо Мсрамэликом в' яме со рок верст глубиной, накрытый шкурами сорока волов, придавленный сверху со рока мельничными жерновами .— он встает из могилы, готовый снова ринуть ся в бой. Давид непобедим, потому что он пьет из живительных «молочных ключей» Армении, потому что он ходит по горам Армении, потому что он любит землю Ар мении, орошенную его потом пастуха и кровью воина. Ибо Давид бессмертен, кате бессмертен народ, создавший его. Живет Сасун, цветет Сасун, некогда ос вобожденный Давидом, и ждет его возвра щения. Давид вернется к своему наро- ду, — так пели ашуги веками, — лико ванием встретит его родная страна, и на развалинах армянских городов и царств, когда-то разрушенных его врагами, вы растет новая жизнь, и строители подни мут из пепла столетий новую Армению. Так раскрывается нам идея эпопеи о Давиде Сасунском, та идея, которую Ге гель называл вершиной философии Восто ка, рождение новой жизни из всеобщего разрушения и гибели, бессмертие, побеж дающее смерть. И над руинами древних армянских городов мы можем повторить гегелевские слова: «Какой путешественник при виде раз валин Карфагена, Пальмира, Персеполя, Рима не предавался размышлениям о тленности царств и людей и грусти о бы лой жизни, полной сил и богатой содер жанием? Эта грусть не вызвана личными потерями и непостоянством личных целей, но является бескорыстной грустью о гибе ли блестящей и культурной человеческой жизни. Но... изменение, которое есть ги бель, есть в то же время возникновение новой жизни... из жизни происходит смерть, а из смерти жизнь. Эту великую мысль постигли восточные народы, и она конечно есть высшая мысль их метафи зики... она более известна в применении к данной в природе жизни в образе фе- ни кса , который вечно приготовляет сам для себя костер и сгорает на нем, а из пепла его вечно возникает молодая све жая жизнь».1 Тысяча лет прошло, и Давид Сасунский снова вернулся к своему народу, и запели об этом ашуги советской Армении. И до сих пор зачинают ашуги свой сказ о том, как в дни, когда «уже дошел нож беды до костей», на армянский народ двинулся войной новый Мсрамэлик, царь царей, русский царь-султан, и вме сте с ним двинулись властители и князья Китая и Японии, Египта и Турции, и мно гих других стран. — И тогда, — рассказывают ашуги, -- поднялся Ленин-вождь, «сын бедняка и брат всем беднякам». И призвал он народ свой, и сказал ему: «Час мести настал. Бейте врагов, как снопы на току! Топчи те, как в точиле виноград!» По всей стране кликнул он боевой клич, и пошли за ним рабочие и хлеборобы, пастухи и батраки, безработные, безземельные и без водные, — тысячи тысяч и тьмы тем. Ибо сердце одно у всех, чья жизнь — голод и труд, чей хлеб горек и черств, кто обездолен судьбой и гневом опалено это сердце. И еще поют ашуги о том, как прошли бедняки во главе с Лениным-вождем го- pi>i с ущельями, поля с лесами, моря с реками, прошли весь мир — с восхода па закат, и с четырех концов света двину лась им на подмогу сила великая. Как со шлись два войска, ударились грудь о грудь, и присел Алагез перед горою тел, и от крови вздулись ручьи, как весной Араз; как против вражеских пушек — стволов столетних дубов — поднялись ка- 1 Фридрих Гегель. Философия истории. Пе ревод А. Водена, М.—Л. 1935, стр. 69—70.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2