Сибирские огни, 1939, № 5
Намэ; поединок отца и сына, не узнавших друг друга, убийство Сухраба Рустемом и плач сыноубийцы над телом витязя. Ослепленный страстью, околдованный злой силой кудесницы Хандут-хатун, — Давид борется со своим родичем из Са суна, Парон-Астхиком, не узнавая его, как некогда Рустем с .Сухрабом. Как Сухраб отправляется на поиски отца, пе ресекая пустыни и горные хребты, nepje- нлывая моря и реки, так Парон-Астхик из дальних краев скачет на бой на крылатом коне по всем ветрам земли. Как смер тельно раненый Сухраб в свой смертный час открывается Рустему и умирает на руках у него, — так и Парон-Астхик, назвав себя, в свои последние минуты кладет голову на колено своему убийце, единственному родному человеку, на груди которого он хочет умереть. И как Рустем рвет на себе одежды, царапает кинжалом тело и посыпает прахом главу, — так и Давид с последним вздохом Парон-Астхика надает без чувств, и Джалали, чудесный конь давидов, отбивается от врагов, не давая им схватить богатыря: так некогда Рахш, конь рустемов, рыжий лев пустыни, охранял в бою бесчувственного Рустема и вместо него косил врагов. Давид превращается в юношу из «Ты сячи и одной ночи», «меджнуиа», одер жимого Эросом, безумца во славу любви, который рычит, как раненый лев, и жизнь его горит свечой, и разум его мутится от любовной тоски. Подобно царевичам- странникам и паломникам — он влюбля ется в образ далекой красавицы, слу чайно услыхав рассказ странствующего певца, и бродит на чужбине, в землях заморских, отыскивая путь к ней. Подобно влюбленным воинам и отшельникам, со вершающим подвиги бранные и аскети ческие, Давид во имя любви борет ся один с бесчисленными вражескими ратями, пирует в кругу врагов, отвергну тых женихов, прячущих под скатертью отточенные и обнаженные мечи. Он воз держивается от хлеба и вина, не знает отдыха и покоя после боя, пока не добы вает свою возлюбленную и не увозит ее к себе на родину. И там, как только он лег к ней в об’ятия, — рассказывает армян ский эпос, — он проводит восемь лет, как восемь дней, забыв обо всем па свете. И вместе со своим героем эпос вновь переносится на родину — библейский Во сток. Патриарх, окруженный семьей, бла гословенный потомством, богатствами, ста дами, землями, ,— Давид все же не знает счастья. Он — клятвопреступник, забыв ший свой обет Чимышкик-султад вер нуться к ней для поединка. Годы летят, словно дни, подрастает новое поколение* не помнящее борьбы за освобождение Са суна, не чтящеег избавителя своего наро да. И тогда наступает час возмездия: сын. давидов, Мхер-младший, восстает на отца. В этом эпизоде звучат отголоски эллин ского мифа о Прометее, как он сохранил ся в памяти народов Кавказа. Мхер — древнее имя Прометея, богатыря, мудре ца, богоборца — у армянского народа так: же, как имя его у грузин — Амиран, у осетин — Амран, у абхазцев — Абир- скиль. Бой Мхера с архангелом Гавриилом., ставшим на сторону отца — это едино борство Кавказского Прометея — Амрана. с христианским богом Хцау-Хцауто, творцом неба и земли. И побежденный в борьбе с богом, поверженный его святы ми и прикованный цепями к скале Уо- сарджи-хохе, скованный Прометей-Ам- ран — родной брат Мхера, пораженного ангелом и преданного страшному закля тию. Но больше всего этот бой напоминает поединок Иакова с ангелом на Пенуэле. Тогда Некто, не открывавший своего ли ца. всю ночь боролся во мраке с Иаково.') и, коснувшись жилы на бедре его, сотво рил его хромым на всю жизнь, и нарек ему имя •—■Израиль,, говоря: ибо ты бо ролся с богом, и человеков одолевать бу дешь. Так и Гавриил в борьбе с Мхером, по молитве Давида, исторгает жилу у сы на из спины, обрекая его на бесплодие я на горестное бессмертие, на жизнь вечно го изгнанника, заклейменного отцовским проклятием. Чтоб вовсе у тебя не рождался сын, Чтоб ты смерти не знал до христова суда. Но борьба с сыном — только начало возмездия Давиду. Он видит на своей дес ной крест Патараза, почерневший от кро ви, вспоминает обет, данный им восемь лет тому назад, и раскаивается в своей клятвопреступлении. Ои отправляется ис полнить свой обет к Чимышкик-султан п там находит свою гибель. Это — смерть многих вождей Израиля и племен ханаанских: Самсона, усыплен ного Далилой, хитростью лишенного силы и преданного в руки врагов-филистимлян; Олоферна, убитого Юдифью на ложе стра сти, опьяненного вином и любовью; и осо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2