Сибирские огни, 1939, № 5
и он возвращается в Египет, чтобы вывести народ свой из рабства. Давид бродит сре ди стад своих в долинах Сасунских и там слышит голос, призывающий его к осво бождению .Сасуна от гнета царя мсырско- го. Пастырь Давид воскрешает образы всех тех юношей, что пасли свои стада на равнинах Месопотамии, в степях Ханаана, прежде, чем начать пасти племена и наро ды. Как Авраам, Исаак, Иаков, — кочует он по этой земле, завещанной его народу. Он спит на голой, земле, Подложив вместо подушки под голову камень. И так долги и тяжки его странствия, что изнашивает ся его железная обувь и изламывается его железный посох. Как библейский Давид, с пращой в руках, выступает про тив тяжеловооруженного Голиафа и по беждает его, — так и Давид Сасунский, первоначально вооруженный лишь луком и стрелами, в поединке поражает велика на Мсрамэлика. Но больше всего напоминает оп бога тыря Самсона, грозного в гневе, но с сердцем ребенка, сердцем мягким, ласко вым и легковерным. Как Самсой, юный Давид пасет диких зверей и борется, и играет с ними, наводя ужас на окружаю щих. Самсон голыми руками убивает в единоборстве льва пустыни, ловит триста лисиц и, связанных попарно, с зажжен ными факелами на хвостах, пускает их на поля филистимские. Давид бросает свои овечьи отары и собирает волков и лисиц, •тигров и львов и гонит эти дикие стада в город, но жители запирают перед ним ворота Сасуна, как некогда закрывались перед Самсоном ворота Газы. Самсон вы ступает один против целого войска фили стимлян и ослиной челюстью побивает тысячу человек. Давид одип-одииешенек ■сражается с войсками Мсрамэлика и ■обращает их в бегство. Пленник Самсон, ослепленный, в цепях, ворочающий жерно ва в темнице, оплеванный и поруганный, ■однажды на пиру у победителей призы вает имя божье, и былая сила, снятая яолдовством, ;вновь возвращается к нему, и он обрушивает колонны дворца на врагов, погибающих под развалинами. Да вид, подобно Самсону, обманутый в своей доверчивости и великодушии, хитростью завлеченный во вражеские сети, — из мрака подземной темницы призывает имя Марутской богородицы и крест Патараза; тогда цепи падают, тело его напрягается прежней силой, и он выскакивает из-под земли, готовый к бою. И были, — рассказывает далее армян ский эпос, — войска Мсрамэлика разби ты, как полчища фараона на Чермном мо ре. Давид избавил свой народ от ига мсыр- ского, как некогда Моисей вывел иудеев из Египта, и пришел этот народ в землю обето ванную, в родной Сасун. ■И освобожденные от плена девы и жены сасунские поют песни радости и ликования, как когда-то жены и девы Израиля во главе с проро чицей Мириам вышли на берег морской с тимпанами и литаврами, и л песней победы. Весь эпизод ‘—- восстание в Сасуне, надругательство Давида над сборщиком податей и послом мсырского царя — Коз- бадином, война сасунцев с войсками Мсы- ра и победа Сасуна, — перекликается с иранским сказом о царе Зохаке и Кавэ- кузнеце. Царь арабской пустыни Зохак, в древ не-иранском мифе Ажи-Дахака «змий», слуга злого духа Иблиса, —- так повест вует Шах-Намэ, — собирает великую рать,, смешивая с людьми бесов и дивов, и пэри. В армянском эпосе Мсрамэлш; идет на Сасун с войском в полторы тыся чи безусых юнцов, полторы тысячи темно бородых мужей, полторы тысячи белоборо дых мужей. Зохак чудовищной жестоко стью держит в страхе покоренную страну, он велит поставлять себе ввиде дани луч ших юношей земли иранской, чтоб их мозгом утолять голод двух черных змей, выросших из царских пле1 от поцелуя Иблиса. Мсрамэлик обращает Сасун в раб ство, и взимает в виде подати сорок не винных дев, сорок рослых жен — верблю дов грузить, сорок низких жен — жернова крутить. Кавэ-кузнец взывает о правосу дии у царских врат, врывается во дворец, рвет в клочья царскую грамоту, разгоня ет иранских вельмож, разоблачая их пе ред народом, и поднимает восстание. Да вид силой врывается к сборщикам пода тей, позорит перед толпой своих дядей, правителей сасунских, отнимает у них пленников и сокровища Сасуна и поднима ет клич восстания, взывая к народу о мщении и справедливости. Кожаный фар тук кузнеца, прибитый к древку копья, становится знаменем восставших масс, символом свободы и независимости Ирана, и все последующие цари иранские укра шают этот лоскут кожи парчей и шелка ми, золотом и каменьями, так что он сия ет солнцем (свободы в ночи рабства и уг нетения. Таким знаменем свободы армян-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2