Сибирские огни, 1939, № 5

и он возвращается в Египет, чтобы вывести народ свой из рабства. Давид бродит сре­ ди стад своих в долинах Сасунских и там слышит голос, призывающий его к осво­ бождению .Сасуна от гнета царя мсырско- го. Пастырь Давид воскрешает образы всех тех юношей, что пасли свои стада на равнинах Месопотамии, в степях Ханаана, прежде, чем начать пасти племена и наро­ ды. Как Авраам, Исаак, Иаков, — кочует он по этой земле, завещанной его народу. Он спит на голой, земле, Подложив вместо подушки под голову камень. И так долги и тяжки его странствия, что изнашивает­ ся его железная обувь и изламывается его железный посох. Как библейский Давид, с пращой в руках, выступает про­ тив тяжеловооруженного Голиафа и по­ беждает его, — так и Давид Сасунский, первоначально вооруженный лишь луком и стрелами, в поединке поражает велика­ на Мсрамэлика. Но больше всего напоминает оп бога­ тыря Самсона, грозного в гневе, но с сердцем ребенка, сердцем мягким, ласко­ вым и легковерным. Как Самсой, юный Давид пасет диких зверей и борется, и играет с ними, наводя ужас на окружаю­ щих. Самсон голыми руками убивает в единоборстве льва пустыни, ловит триста лисиц и, связанных попарно, с зажжен­ ными факелами на хвостах, пускает их на поля филистимские. Давид бросает свои овечьи отары и собирает волков и лисиц, •тигров и львов и гонит эти дикие стада в город, но жители запирают перед ним ворота Сасуна, как некогда закрывались перед Самсоном ворота Газы. Самсон вы­ ступает один против целого войска фили­ стимлян и ослиной челюстью побивает тысячу человек. Давид одип-одииешенек ■сражается с войсками Мсрамэлика и ■обращает их в бегство. Пленник Самсон, ослепленный, в цепях, ворочающий жерно­ ва в темнице, оплеванный и поруганный, ■однажды на пиру у победителей призы­ вает имя божье, и былая сила, снятая яолдовством, ;вновь возвращается к нему, и он обрушивает колонны дворца на врагов, погибающих под развалинами. Да­ вид, подобно Самсону, обманутый в своей доверчивости и великодушии, хитростью завлеченный во вражеские сети, — из мрака подземной темницы призывает имя Марутской богородицы и крест Патараза; тогда цепи падают, тело его напрягается прежней силой, и он выскакивает из-под земли, готовый к бою. И были, — рассказывает далее армян­ ский эпос, — войска Мсрамэлика разби ты, как полчища фараона на Чермном мо­ ре. Давид избавил свой народ от ига мсыр- ского, как некогда Моисей вывел иудеев из Египта, и пришел этот народ в землю обето­ ванную, в родной Сасун. ■И освобожденные от плена девы и жены сасунские поют песни радости и ликования, как когда-то жены и девы Израиля во главе с проро­ чицей Мириам вышли на берег морской с тимпанами и литаврами, и л песней победы. Весь эпизод ‘—- восстание в Сасуне, надругательство Давида над сборщиком податей и послом мсырского царя — Коз- бадином, война сасунцев с войсками Мсы- ра и победа Сасуна, — перекликается с иранским сказом о царе Зохаке и Кавэ- кузнеце. Царь арабской пустыни Зохак, в древ­ не-иранском мифе Ажи-Дахака «змий», слуга злого духа Иблиса, —- так повест­ вует Шах-Намэ, — собирает великую рать,, смешивая с людьми бесов и дивов, и пэри. В армянском эпосе Мсрамэлш; идет на Сасун с войском в полторы тыся­ чи безусых юнцов, полторы тысячи темно­ бородых мужей, полторы тысячи белоборо­ дых мужей. Зохак чудовищной жестоко­ стью держит в страхе покоренную страну, он велит поставлять себе ввиде дани луч­ ших юношей земли иранской, чтоб их мозгом утолять голод двух черных змей, выросших из царских пле1 от поцелуя Иблиса. Мсрамэлик обращает Сасун в раб­ ство, и взимает в виде подати сорок не­ винных дев, сорок рослых жен — верблю­ дов грузить, сорок низких жен — жернова крутить. Кавэ-кузнец взывает о правосу­ дии у царских врат, врывается во дворец, рвет в клочья царскую грамоту, разгоня­ ет иранских вельмож, разоблачая их пе­ ред народом, и поднимает восстание. Да­ вид силой врывается к сборщикам пода­ тей, позорит перед толпой своих дядей, правителей сасунских, отнимает у них пленников и сокровища Сасуна и поднима­ ет клич восстания, взывая к народу о мщении и справедливости. Кожаный фар­ тук кузнеца, прибитый к древку копья, становится знаменем восставших масс, символом свободы и независимости Ирана, и все последующие цари иранские укра­ шают этот лоскут кожи парчей и шелка­ ми, золотом и каменьями, так что он сия­ ет солнцем (свободы в ночи рабства и уг­ нетения. Таким знаменем свободы армян-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2