Сибирские огни, 1939, № 5
народов Востока, Ирана, Аравии и Иудеи. Так в армянском эпосе слышатся отзвуки самых героических песен Шах-Намэ, са мых яростных страниц библии и самых меланхолических сказок «Тысячи и одной ночи». Ибо воспоминание армянского наро да о восстаниях против арабов.в Сасуне пробуждает память о борьбе других наро дов; об исходе иудеев из Египта и о мя теже персов против вторгшихся в Иран чужеземцев семитов. В иранской Книге Царей армяне видели волю великого народа, противостоявшего всем вражеским нашествиям, основавшего мировые империи и создавшего богатей шую культуру. В арабских сказках они познавали изменчивость судьбы, смену ди настий, зарождение, развитие и гибель могущественных халифатов,! чередование цивилизации и варварства, круговорот истории. Но ближе всего армянскому на роду были иудейские книги Исхода, Книги Судей, Царств и Пророков. В истории иудеев армяне видели некий прообраз и подобие, глубокое родство с собственной исторической судьбой. Как иудеи, армяне в полной мере узнали рабство и изгнание, были гонимы и рассеяны по всему свету, но в неизмеримо тяжких условиях отсто яли свое национально-историческое бы тие. Вот почему, когда открываешь «Давида Сасунского» —- охватывает ощущение библейского Востока. Долины и горы Са суна напоминают пастбища i Ханаана, хребты Ливанские. К этой «земле обето ванной» стремится народ изгнанников, томящийся в рабстве у мсырского ца ря — Мсрамэлика, как некогда евреи — у фараонов Мнцраима. У этого народа похищают жен и дочерей, скот угоняют, хижины и очаги облагают тягостными по борами. Стенания и плач народный слыш ны по всей земле изгнания и достигают стен дворца Мсрамэлика, где томится избавитель Сасуна от рабства — Давид. В облике юного Давида воскресает израильский вождь, пророк, полководец и судья одновременно, пастух-патриарх, предводитель кочующего народа-странника и завоеватель земли обетованной. Юность Давида — это юность Моисея в Египте. Если Моисей был символом иудейского народа в изгнании и залогом его освобождения и победы, живым обра зом всех вождей и героев Израиля, то Давид Сасунский становится прообразом всех изгнанников Армении и борцов за ев освобождение. Подобно тому, как армянский народ на заре своей юности рос и развивался в плену у иноплеменных завоевателей, и гибель постоянно грозила ему со стороны могущественных соседей, — так и Давид пасынком живет среди своего родного на рода, в своем родном дому, у матери-ро дины, окруженный врагами и убийцами, и смерть следует за ним по пятам, подсте регая его па каждом шагу. Он воспиты вается во дворце завоевателя и тирана своего народа, похитителя законного на следия давидова, у жены, или, по другим вариантам, у матери царя мсырского, как Моисей у дочери фараона. Еще в ран нем детстве его замышляют убить и при испытании его разума лишь вмешатель ство сверхъестественных сил спасает ему жизнь. Как перед младенцем Моисеем, перед малым Давидом ставят два прибора: один — с золотом и другой — с раска ленными углями; но апгел толкает на огонь потянувшуюся было к золоту мла денческую ручку и, обжегшись, ребенок кладет палец в рот. Так и Давид на всю жизнь становится заикой, напоминая ко- споязычного Моисея, который водил с со бой Аарона для речей перед фараопом и его советниками. В отрочестве Давида ждут новые сети, расставленные врагами: словно Иосифа Прекрасного, его стремит ся соблазнить Сариэ, армянская жена По- тифара, и, когда ее искушения отвергну ты, она, ища смерти Давида,, обвиняет его перед мужем в поругании ее чести. Но погубить Давида невозможно, как невозможно уничтожить народ, хотя бы порабощенный, и сломить его стремление к свободе. Бьет час, и Давид пробуждает ся от тяжкого, полного кошмаров, сна своей юности пленника и вместе с ним пробуждаются .раньше скованные силы народные. Моисей, увидев сынов своего народа на тяжкой барщине под .бичом надсмотрщи ка, убивает египтянина, который ударил иудея, и зарывает свою жертву в песок. Давид, увидев сбор податей за семь лет, разграбленный и стонущий Сасун и брать ев своих, словно скот, угоняемых в раб ство,‘избивает и калечит посла мсырского Козбадина, отрезает ему губы и вбивает зубы в лоб, и с позором' отпускает его. Убоясь гнева фараонов, Моисей бежит в изгнанье и становится пастухом; там, в пустыне, ему открывается его призванье*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2