Сибирские огни, 1939, № 5
вместе со всей братской семьей народов Советского Союза, становится передовым отрядом трудящегося и революционного человечества во всем мире. Армянский парод был участником мно гих всемирно-исторических событий в жизни человечества: Киммерийского дви жения, завоевательных войн Рима и Ви зантии и религиозных войн Ислама, вели кого переселения народов и крестовых походов. Его изгнанники принимали уча стие во многих восстаниях и революциях Запада и Востока. Этот народ питался из истоков древнейших культур Месопотамии и Египта, Индии и Китая. Он связал свои судьбы с греко-римским миром, с мусульманской Азией, с Европой кануна Возрождения, с революционным Западом. Но его решающей победой было то, что он связал свою судьбу с величайшим прогрессивным переворотом, пережитым человечеством, с русской революцией, с социалистическим Октябрем. 1ак исполнились слова товарища Сталина, сказанные им еще в 1920 году: «Армения, измученная и многострадаль ная, отданная милостью Антанты и даш наков па голод, разорение и бежен ство— эта обманутая всеми «друзьями* Армения приобрела свое избавление* в том, что об’явила себя советской стра ной... Только идея советской власти при несла Армении мир и возможность наци онального обновления».1- 2 . «Давид Сасунекий» начинается с той же ноты, которая пронизывала некогда всю духовную жизнь армянского народа: это — гневная скорбь о разрушенном ве личии и славе родины. Этот эпос создавался во времена пора бощения и восстаний, когда страна, раз граблена и нища, лежала в развалинах, и жизнь горела лишь в нескольких областях,■' ставших центрами национально-освобо дительной борьбы, очагами непрерывных восстаний, и одним из таких центров был горный округ Сасун. Картины гибели и разрушения городов, народов, царств — вот что прежде всего открывается нам в армянской эпопее, где народ запечатлел свою многовековую борь бу в истории четырех поколений богаты рей. Это '— Сасун, разгромленный посланца ми завоевателя Мсрамэлика, дома Сасу на — разрушены и опустели, сокровища Сасуна — расхищены, жители — как скот, согнаны под ярмо. Мы видим Мисир после его поражения, груды человеческих тел, зарубленных мечом, растоптанных конскими копытами, потоки, текущие кровыо вместо воды. Мы видим град ца ревны Хандут-хатун, осажденный войска ми семи царей, со всех сторон окружен ный вражескими полчищами, затаивший в своих стенах страх, ожидание голода, мора, резни. И всюду в этой поэме рас стилаются поля сражений, в ночь битвы усеянные трупами, где среди мертвецов ходят с факелами матери, жепы, невесты и с горестными воплями плачут о своих, вглядываясь в мертвые лица, — как ис кала Хандут-хатун тело Давида. Прообразом этих погибших сказочных царств были многие города Армении и среди них в особенности то знаменитое Ани, к которому устремлялись мыслью армянские поэты, ученые и обществен ные деятели. Этим городам посвящал свои скорбные строфы один из крупнейших армянских поэтов XIX века, автор известного романа «Рапы Армении» — Хачатур Абовян. С грустью гляжу на тебя, Ани: Да погибнет дом твоего разруши теля! Что делать одипоко плачущим о , тебе, Когда тебя не мог сберечь весь народ. Об этих городах с глубокой печалью вспоминает Муравьев на развалинах Ани в своей книге «Грузия и Армения»: «Неужели действительно пуст Ани... посреди мертвой тишины сего, как бы оча рованного, города, где не видно не только людей, но даже и призрака человеческо го?.. Рука времени их также коснулась, хотя многое оцепенело в страшном сжа тии сей роковой руки, и еще будто живо! С палат каменных началась страшная жатва смерти, но еще есть довольно на этой каменной пиве. Напрасно стоят по всюду храмы: нет в них более молитвы! Если есть еще пустынные церкви на ок рестных горах, или вне ограды, на про странстве поля, бывшего некогда городом, то это лишь памятники минувшей славы; нет более Ани! Из всех окон зияет смерть, это — одна постоянная гостья стольких
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2