Сибирские огни, 1939, № 5
Исторические заслуги просвещенцев-мхи- таристов огромны. Мхитаристы впервые сделали попытку привить плодоносную ветвь европейской культуры к тысячелет нему древу культуры Армении, и эта ветвь привилась, налилась живыми со ками, принесла обильный и зрелый плод. Но эта литература изгнапия, лишенная родины и территориально и духовно оторванная от земли Армении и от ее на рода, — неизбежно вырождается. Лишь поэзия ашугов, вновь спустившаяся в ни зы, растет и крепнет, питая из неисся каемых родников народного творчества ли тературу и искусство новой Армении. PI этим творчеством вдохновляется патриарх ново-армянской поэзии, Ованнес Туминян, со всей своей школой учеников и после дователей. И тогда открывается новый источник возрождения армянской культуры. Это— героическая борьба русского пролетариата, общественно-политическая мысль и вели кая классическая литература революцион ной России XIX века. Армянские изгнан ники связаны с русской политической эмиграцией и ее прессой; армянские мыс лители, публицисты, общественные дея тели — с идеями Герцена и Огарева, Чернышевского и Добролюбова, с русским народничеством и, позднее, с русским марксизмом. Герцеиовский «Колокол» ста новится тем набатом, который пробуждает от долгого сна революционную мысль Ар мении, и некрасовский «Современник» звучит для нее голосом не только сегод няшнего, но и завтрашнего дня истории. Декабристская поэзия Пушкина, его при зывы к цареубийству, вдохновлявшие не одно поколение революционеров, мятежный гений Лермонтова, гражданская скорбь Некрасова — служат образцом для рево люционной армянской поэзии и глубоко проникают в нее, насыщая ее своим духом социального протеста, народного гнева, жаждой борьбы и победы. Подлинным сы ном этой новой Армении становится Ми каэл Налбандян. Это —- профессиональ ный революционер и поэт, мыслитель и ученый, фейербахианец, друг и соратник Бакунина, Огарева, Герцена, мятежник и заговорщик, задумавший осуществить ба кунинский проект о всеобщем восстании славянства вместе с угнетенными народа ми Австрии и Турции, организатор и уча стник известного Зейтунского выступле ния в Турецкой Армении 1862 года,' уз-, ник Петропавловской крепости, каторжа нин, замученный тюрьмой и ссылкой. В творениях армянских поэтов той эпо хи мы слышим тот же голос, проникну тый подлинным воодушевлением револю ционной борьбы, что в русской демократи ческой поэзии. Мы слышим его в стихах Налбандяна о свободе: Свобода! — и пускай враги Ждут, гибелью грозя! Пускай огонь, пускай — пи зги, Пускай ревет гроза! До виселичного столба Я руки к ней тяну, Свободу милую любя, Одну, ее одну! Мы слышим этот голос в обращении к родине Иоапиисяна: Лишь только ты одна, Армения родная, Лежишь как труп живой, мне горестна взглянуть: В цепях тоскуешь ты, прекраспый лик склоняя, Разметана твоя истерзанная грудь; Из-под твоих руин не глянет ветвью новой Зеленый мирт любви — спасения сим вол; Возложен на тебя тоски венец терно вый, Венец немых скорбей и вековечных зол! Но нет, ты не умрешь! Я верю в обиов- ленье, Оно должно прийти, — оно, к тебе придет! Во мраке вековом горит звезда спа сенья! Проснися, близок час, о, родина >— оя ждет! Все то, что навсегда в душе твоей бо ролось, Пусть вспыхнет вновь! Воспрянь во прахе п пыли! Хоть полумертвая, услышь, подай свой голос, Твои сыны придут со всех концов зем ли. Так началась заря нового возрождения армянской культуры, тянувшаяся со вто рой половины XIX века вплоть до побе ды Октябрьской революции в Армении. Много раз эта страна знала Ренессанс; но подлинное ее Возрождение наступает только сейчас, в годы социалистической эры, когда Армения входит в мировую революционную культуру, когда она,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2