Сибирские огни, 1939, № 5
переводчик и поклонник Платона, — так рассказывает об учиненных им гонениях на еретиков-павликиан, секту, пытавшуюся возродить народные языческие верования: «...мы сожгли их дома и изгнали их из наших пределов, но телесного вреда мы им не причинили, хотя закон предписывает подвергать их высшему наказанию. До нас многие военные и гражданские начальники предавали их мечу без жалости и не щади ли ни стариков, ни детей и поступали со вершенно правильно. Более того, паши патриархи выжигали на лбах их фигуры лисиц, другие же выкалывали им глаза». «Конечно торжество христианства, — утверждает Марр, — по гибельному значе нию для местной языческой культуры не уступает любому перевороту, связанному с вторжением разрушительных стихийных сил — иммиграционных движений мало культурных племен. Правда, мы еще не знаем, насколько сильно сказался в реаль ной жизни армян, особенно в первые ве ка, этот идейный переворот, но, во вся ком случае, нить исторического развития Армении опять оборвалась. Вся или почти вся культурная работа армян в предшест вовавший период пошла прахом и начался новый период исторической жизни края, начался он опять с начала, с азов»1. Но в христианстве, в новых связях с христианским Востоком, сиро-иудейским и византийским миром, —- для армянского народа открывается новый источник куль турного развития и исторического прогрес са. И с V века начинается буррый рост армянской национальной культуры. Как раз тогда, когда Армения, терзаемая междоусо бицей враждующих феодальных княжеств, надает под ударами Ирана и Византии, и разрывается на части этими великими дер жавами, воюющими друг с другом из-за отдельных кусков добычи, —1в эти тяжкие времена, с изобретением армянского алфа вита, стремительно развивается новая христианская письменность и наука. Начи нается эпоха эллинизации армянской куль туры, напоминающая канун европейского Ренессанса, и новая поэзия, философия, история, проникнутые духом античности, питаются из тех же живых ключей, к ко торым впоследствии обращаются гуманисты и художники западного мира. Но вот вновь наступает насильственный переворот, грозящий, казалось бы, навсег да прервать культурное развитие армян ского народа. Й, как некогда христианство истребило языческий мир Армении, так с арабским нашествием в У II веке ислам вытесняет и разрушает почти до основания христианскую культуру. И все ужасы чу жеземного вторжения, разгром края и поч ти поголовное истребление и пленение на рода, вся тяжесть чужеземного гнета, длившегося почти два столетия, обру шивается на страну, которая стала све точем христианско-эллинистической куль туры в- Азии далеко за пределами кавказ ского мира. Сирийский летописец Дионисий Тель- махарский рассказывает, как в 716 — 717 году арабский полководец Маслама вошел в пределы ромейские, «пошел на Черную гору и Ливан до Митилена, про шел через реку Арсианос во внутреннюю Армению. Эта страна была украшена мно гочисленным населением, в ней было мно жество виноградников, посевов и всякого рода прекрасных деревьев, и с т е х пор она опу с т е л а , и более э т а с т р а н а не з а с е л я л а с ь » . И в эту опустошенную, разграбленпую, кровыо политую землю Армении брошены культурные семена арабо-персидского Вос тока, и посев взошел жатвой обильной. Живительные артерии, ветви великих тор говых путей проходят через страну. Купе ческие караваны со всех концов восточно го мира тянутся к ее рынкам. Караванса- раи выстраиваются у городских ворот. Снова засыпаются землей развалины, и арабское зодчество украшает своими памят никами вновь отстроенные армянские го рода. Арабские сказания распространяются в народе и делаются ядром эпического творчества народного. Фйлософия и поэзия персидского романтизма проникают в ар мянскую поэзию, насыщая ее чувственной радостью бытия. И культура Ислама про цветает в новых центрах, в феодальных княжествах или царствах, возникающих под властью арабского халифата, самым значительным из которых было царство Багратидов со столицею в Ани. И снова волна варваров, нахлынувшая с Востока, тюрков-сельджуков, в XI веке обрушилась на эти культурные очаги и смела их, не оставив камня на камне. Армянский историк Аристакес Ласти- вертский, современник этих событий, ч стиле библейского плача, говорит о них в главе: «Об истреблении мечом всемирно известного города Ани»: «Тяжеловооруженные войска, сражав шиеся вне города, открыли себе путь че
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2