Сибирские огни, 1939, № 5
манским Востоком... Две силы, два проти воположных начала, скрещиваясь, перепле таясь и сливаясь в нечто новое, единое, направляли жизнь Армении и создавали характер ее народа на протяжении тыся челетий: начало Запада и начало Востока, дух Европы и дух Азии... Влияние яфе- тидов и арийцев, Персии и Эллады, Паг>- фии и Рима, Ново-Персии и Византии; арабы и царство Багратидов, Анийское кня жество Долгоруких и Киликийское царство, Армения под мусульманским игом и армян ские колонии в Европе, школы турецких и русских армян в новой литературе, та ковы те этапы, которые характеризуют взаимодействие. Востока и Запада, Азии и Европы в Армении1. Перелистывая одну за другой страни цы скорбной и героической Книги Судеб Армении, — не устаешь поражаться неис черпаемости творческих сил армянского народа. История Армении начинается с вторже ния варваров, согласно современным дан ным яфетической теории. Во времена так называемого Киммерий ского движения (Y II — Y III в. до н. э.) ариоевропейские племена перебрасывают ся из Фракии в Малую Азию и, продвига ясь по верховьям рек Галиса и Евфрата, завоевывают кавказский мир, включая и нынешнюю Армению, тогда заселенный народами-яфетидами и обладавший высоко развитой культурой. В страпу Урарту втор гаются полудикие племена, сильные своей военной мощью, и порабощают местных жителей; происходит переселение одних яфетических народов и скрещивание дру гих с арийцами. Старинная культура Урарту, родпай сестра ассиро-вавилонской цивилизации, со всеми накопленными урартийцами сокровищами, с искусством и письменностью, древнее ассирийской клино писи и египетских иероглифов, приходит в упадок и погибает. На некоторое время в стране Урарту и во всем кавказском ми ре наступает всеобщее одичание. Но порабощенные, более высоко разви тые, яфетические народы духовно подчиня ют себе победителей и, смешавшись с ни ми, на чуждом языке, из чуждых материа лов и чуждых традиций — создают новый мир и новую культуру. Уже на заре своей истории Армения, зажатая в кольце мировых империй, стано вится ареной борьбы культур, религий, 1 В. Брюсов. Поэзия Армении. Изд. Мо сковского Армянского Комитета, 1916, стр. 23 и стр. 35. языков. С Востока на нее давит Иран и, е обращением Армении в персидскую сат рапию, религия маздеизма глубоко прони кает в армянские народные массы, а иранский язык широко распространяется я становится почти господствующим на всей территории страны. С юг^, — вслед за походами армянских царей вплоть до пре делов Иудеи — напирает та семитическая культура, которая складывается за не сколько тысячелетий до н. э. в Передне! Азии, особенно в Месопотамии и в бассей нах Тигра и Евфрата, как синтез культур ных влияний Ассиро-Вавилонни, Египта я Иудеи. С Запада надвигается греко-римский мир, и, начиная с походов Александра Ма кедонского и Помпея, от' эллинизации Ар мении и ее вассалитета Риму, вплоть до завоевания ее Византией, —•все усили вается влияние этой культуры, с римски кодексом права и греческим государствен ным языком. Но так велика внутренняя самобытность армянского народа, что, как бы ни дави ло влияние более мощных и зрелых куль тур, но все чуждое и наносное, вызывая к жизпи затаенные силы народные, пре творяется в родное и лишь усложняет я обогащает национальную культуру. В это время народ в тигеле своего творчества переплавляет многообразные культурные элементы иранского, эллинского и иудей ского миров. Он создает собственный язык, устную поэзию, искусство и запечатлевает свое миропонимание, свою философию и историю в героическом эпосе, к которому не раз обращались, как к одному из важ нейших источников, начиная от Моисея Хоренского-и до наших дней, летописцы и историки Армении. Наконец, накануне гибели античного ми ра, на Армению обрушивается восточное христианство, впервые занесенное семита- ми-арамейцами из Сирии и Византии, на сильственно насаждаемое завоевателями- византийцами, которые стремились подчи нить себе очень рано обособившуюся ар мянскую церковь» И с торжеством христи анства, разрушившего античную цивили зацию во всем мире, и в Армении гибнет гонимая национально-языческая культура, опять образуется пропасть между старым и новым миром, и открывается новая исто рическая эпоха. Мы имеем свидетельство Григория Ма гистра, одного из крупнейших иерархов ар мянской церкви, столпа феодального хри стианства, потомка «Просветителя» Арме нии. И вот этот гуманист, философ и псэт,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2