Сибирские огни, 1939, № 5
финикийских и ахейских мореплавателей, каравеллы купцов из Генуи и Венеции, Лондона и Брюгге, Севильи и Мессины, суда конквистадоров, открывателей и за воевателей новых материков, путешест венников, ищущих морской путь в Индию; яе раз бури приносили к этим гаваням и Одиссея хитроумного, и Синдбада-мореход- ца, «корабли пустынь», вереницы вер блюдов тянулись по великим караванным путям, пересекавшим песчаные океаны, направляясь к стенам армянских городов. Но во все времена к этой стране устрем лялись разбойничьи пиратские суда, ук рывавшие вместо груза — оружие, и вместо команды — воинов, которые гра били и опустошали ее мирные берега. В храмах Армении зажигали на алта рях священный огонь персидских магов и поклонялись светилам и планетам хал дейского неба; в ее капищах идолы Ваала и Молоха чередовались со статуями олим пийцев; крест Ватикана и полумесяц Ис лама сменяли друг друга на ее церквах л мечетях, и к ее соборам пристраивали минареты. И всякий раз новая религия огнем и мечом обращала народ, сметая на своем пути все, предшествовавшее ей. Армянские мыслители, философы, исто рики разнесли по Кавказу и всей Перед ней Азии свет античной греко-римской культуры, ритм и строй эллинской речи, учение Платона и нео-платоников, поэмы Гомера, Вергилия и александрийских эпи ков. Армянские доктора и магистры, ар мянские гуманисты, предтечи европейско го Ренессанса, вели по латыни ученую переписку с европейскими государями и папами, вместе с князьями церкви при нимали участие в богословских диспутах и во вселенских соборах. Ее еретики, же стоко гонимые христианскими и мусуль манскими духовными властями, подвергае мые пыткам и казням, изгоняемые далеко за пределы родины, забро'сили в западно европейские страны семена революцион ных ересей — богомильства и альбигой- ства — вызвали новое брожение и по токами своей крови оплодотворили почву для Реформации. И в последующие века рассеялись по всему свету изгнанники этой страны; и рассеялись они от Сены до Ганга, от ка налов Венеции до Золотого Рога, от бере гов Средиземного моря до хребтов Гимала ев, — но не забыли родины своей, Арме нии. «Таково, значит, было... — пишет Марр, — обычное содержание чаши, из которой приходилось пить армянскому на роду. О какой, казалось бы, культуре мог ла быть речь в таких условиях, прерывав ших на месте даже физическое дыхание? На самом деле, жизнь била ключом в Ар мении и, несмотря на тяжкие испытания, порою, казалось бы, полную гибель, она отстаивала культурную самобытность, по верженная подымалась, замиравшая воскре сала и иногда блестяще прогрессирова ла..^1 Тщетно нашествия завоевателей разру шали почти до-тла материальную и духов ную культуру Армении, цветущий край обращался в пустыню, столицы покрыва лись развалинами и пепелищами, и самые имена их предавались забвению па долгие века, как то случилось с Ани. Тщетно расхищались сокровища, сносились до основания памятники, уничтожались руко писи и книги, преследовался и вытеснялся родной язык, порой казавшийся почти забытым. Тщетно заливались кровью го рода и селения, в плен, в рабство, в изг нание уходили лучшие люди и пустела страна. Едва в одном месте растаптывали культурный очаг, как в другом углу жизпь, едва теплившаяся под пеплом по жарищ, от какой-нибудь случайной искр1.! вновь вспыхивала ярким пламенем и за ново, с самого начала поднималось строи тельство, и новая, совсем иная, культура зацветала на земле Армепии. Армянский народ был неистребим. Маленький народ, со всех сторон окру женный великанами, порабощенпый, же стоко гонимый, лишенный родины, — он упорно отстаивал свое историческое бытие. И все испытания, перенесенные им, лишь закаляли его жизнестойкость, сообщали ему гибкость, восприимчивость и опытом всей мировой культуры обогащали его ду ховную жизнь. И так в горпиле войн и нашествий вы ковывалась двухтысячелетняя культура Армении, сочетая в себе веяния Запада и Востока. «Поставленная на рубеже двух ми ров, — пишет Валерий Брюсов, — посто янно являвшаяся ареной для столкнове ния народов, вовлекаемая ходом событий в величайшие исторические перевороты, — Армения самой судьбой была предназна чена служить примирительницей двух различных культур: той, на основе которой вырос весь христианский Запад, и той, которая в наши дни представлена мусуль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2