Сибирские огни, 1939, № 5

финикийских и ахейских мореплавателей, каравеллы купцов из Генуи и Венеции, Лондона и Брюгге, Севильи и Мессины, суда конквистадоров, открывателей и за­ воевателей новых материков, путешест­ венников, ищущих морской путь в Индию; яе раз бури приносили к этим гаваням и Одиссея хитроумного, и Синдбада-мореход- ца, «корабли пустынь», вереницы вер­ блюдов тянулись по великим караванным путям, пересекавшим песчаные океаны, направляясь к стенам армянских городов. Но во все времена к этой стране устрем­ лялись разбойничьи пиратские суда, ук­ рывавшие вместо груза — оружие, и вместо команды — воинов, которые гра­ били и опустошали ее мирные берега. В храмах Армении зажигали на алта­ рях священный огонь персидских магов и поклонялись светилам и планетам хал­ дейского неба; в ее капищах идолы Ваала и Молоха чередовались со статуями олим­ пийцев; крест Ватикана и полумесяц Ис­ лама сменяли друг друга на ее церквах л мечетях, и к ее соборам пристраивали минареты. И всякий раз новая религия огнем и мечом обращала народ, сметая на своем пути все, предшествовавшее ей. Армянские мыслители, философы, исто­ рики разнесли по Кавказу и всей Перед­ ней Азии свет античной греко-римской культуры, ритм и строй эллинской речи, учение Платона и нео-платоников, поэмы Гомера, Вергилия и александрийских эпи­ ков. Армянские доктора и магистры, ар­ мянские гуманисты, предтечи европейско­ го Ренессанса, вели по латыни ученую переписку с европейскими государями и папами, вместе с князьями церкви при­ нимали участие в богословских диспутах и во вселенских соборах. Ее еретики, же­ стоко гонимые христианскими и мусуль­ манскими духовными властями, подвергае­ мые пыткам и казням, изгоняемые далеко за пределы родины, забро'сили в западно­ европейские страны семена революцион­ ных ересей — богомильства и альбигой- ства — вызвали новое брожение и по­ токами своей крови оплодотворили почву для Реформации. И в последующие века рассеялись по всему свету изгнанники этой страны; и рассеялись они от Сены до Ганга, от ка­ налов Венеции до Золотого Рога, от бере­ гов Средиземного моря до хребтов Гимала­ ев, — но не забыли родины своей, Арме­ нии. «Таково, значит, было... — пишет Марр, — обычное содержание чаши, из которой приходилось пить армянскому на­ роду. О какой, казалось бы, культуре мог­ ла быть речь в таких условиях, прерывав­ ших на месте даже физическое дыхание? На самом деле, жизнь била ключом в Ар­ мении и, несмотря на тяжкие испытания, порою, казалось бы, полную гибель, она отстаивала культурную самобытность, по­ верженная подымалась, замиравшая воскре­ сала и иногда блестяще прогрессирова­ ла..^1 Тщетно нашествия завоевателей разру­ шали почти до-тла материальную и духов­ ную культуру Армении, цветущий край обращался в пустыню, столицы покрыва­ лись развалинами и пепелищами, и самые имена их предавались забвению па долгие века, как то случилось с Ани. Тщетно расхищались сокровища, сносились до основания памятники, уничтожались руко­ писи и книги, преследовался и вытеснялся родной язык, порой казавшийся почти забытым. Тщетно заливались кровью го­ рода и селения, в плен, в рабство, в изг­ нание уходили лучшие люди и пустела страна. Едва в одном месте растаптывали культурный очаг, как в другом углу жизпь, едва теплившаяся под пеплом по­ жарищ, от какой-нибудь случайной искр1.! вновь вспыхивала ярким пламенем и за­ ново, с самого начала поднималось строи­ тельство, и новая, совсем иная, культура зацветала на земле Армепии. Армянский народ был неистребим. Маленький народ, со всех сторон окру­ женный великанами, порабощенпый, же­ стоко гонимый, лишенный родины, — он упорно отстаивал свое историческое бытие. И все испытания, перенесенные им, лишь закаляли его жизнестойкость, сообщали ему гибкость, восприимчивость и опытом всей мировой культуры обогащали его ду­ ховную жизнь. И так в горпиле войн и нашествий вы­ ковывалась двухтысячелетняя культура Армении, сочетая в себе веяния Запада и Востока. «Поставленная на рубеже двух ми­ ров, — пишет Валерий Брюсов, — посто­ янно являвшаяся ареной для столкнове­ ния народов, вовлекаемая ходом событий в величайшие исторические перевороты, — Армения самой судьбой была предназна­ чена служить примирительницей двух различных культур: той, на основе которой вырос весь христианский Запад, и той, которая в наши дни представлена мусуль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2