Сибирские огни, 1938, № 1

садки самолет Леваневского находился при- близительно на расстоянии четырех месяцев дрейфа от станции «Северный полюс». Зна- чит с е й ч ,а с когда пишутся эти строки, Ле - в а н е в с кйи и его товарищи должны находить- ся гам, где папанинцы находились в ноябре, т. е. к северо-востоку от Гренландии. Тзм их и следует искать. Не исключена также возможность, что летом текущего года наши летчики сумеют самостоятельно достигнуть одного из обитаемых пунктов Гренландии и пришлют о себе неожиданную и радостную весть. Вся история большевистского освое- ния Арктики доказывает, что нет предела мужеству и выносливости советских героев., что если они живы — они не сдадутся. 7. ЧЕТВЕРО СМЕЛЫХ В последней декаде августа 19$5 г. паро- ход «Анадырь», на котором я в то время находился, прошел забитый льдом пролив Вилькицкого. Впереди расстилалось Карское море, почти совершенно свободное от льда. В том, что первый грузовой рейс Северным морским путем из Владивостока в Мурманск будет закончен успешно, сомнений не бы- ло. «Анадырь» получил добавочное зада- ние — подойти к мысу Челюскина и взять на борт зимовщиков полярной станции. Дул сильный ветер. Вдоль берега быстро плыли большие обломки льда. Лавируя меж- ду льдин, наш моторный катер «Меркуйри Вагин» подошел к бере.гу Челюскинцы ра- достно приветствовали нас. Заметив мехо- вые торбоза на одном из нас, плотный че- ловек в кожаном пальто и высоких кожаных сапогах быстро вошел в мелкую воду, под- ставил свою широкую спину и через не- сколько секунд опустил обладателя меховых торбозов на каменную почву легендарного мыса. Человек протянул руку. Это был тов. Папанин. Зимовка т. Папанина резко и выгодно от- личалась от многих других. Все зимовщики были здоровы и бодры. Они провели деятель- ную зиму. Когда «Меркурий Вагпн» вышел из льдов в море, вспененное высокими вол- нами, со шлюпки, шедшей на буксире, упал один из деревянных ящиков, в которые бы- ло запаковано имущество зимовщиков. Мо- лодой полярник заволновался. В ящике бы- ли чертежи проекта арктического самолета, над которым он работал всю зиму. Достав®? людей, моряки «Анадыря» пустились вдо- гонку за потерянным ящиком и выручили его из плена пловучих льдов. Из беглых скупых фраз зимовщиков скла- дывался облик станции т. Папанина. Одной из важнейших научных зад?]ч полярной зи- мовки на мысе Челюскина являлся зимний промер глубин в проливе Вилькицкого. Для промера до сих пор долбили лед пешней. Чтобы продолбить одну лунку в двухметро- вом льду, требовалось 5—6 часов тяжелой работы. В полярную ночь бьгл поднят вопрос о механизации этих работ. Тов. Папанин из- дал приказ, в котором обращался ко всем зимовщикам с приглашением принять уча- стие в этом деле. Создано было жюри. Лучшим был признан проект старшего механика. Предложенная им машина была проста по конструкции и «ориентировалась на местные ресурсы». Тов. Папанин, отлич- ный токарь по металлу, выполнил наиболее ответственные работы. К первому мая ма- шина была построена, Под громкие крики «ура» всего коллектива, лед в 2 метра тол- щиной был просверлен в 3 минуты. Вскоре зимовщики добились того, что их машина просверливала лед в 45 секунд. Все задания были перевыполнены. Вернувшись с мыса Челюскина в Москву, т. Папанин стал готовиться к дрейфу на льдине. «Успеха добивается тот, у кого вси в порядке», говорил Амундсен. Папанин продумал все, до последней мелочи. Оп сно- ва проявил себя, как выдающийся органи- затор. Задача заключалась в том, чтобы обеспечить небольшой группе исследовате- лей все необходимое для длительной и на- пряженной работы на льдине. Эту задачу тов. Папанин разрешил лучше всех преж- них прославленных путешественников. О своих спутниках, Кренкеле, Федорове а Ширшове, т. Папанин говорил: «Все они та- кие люди, которых ничто не сломит. Им. получившим воспитание в сталинскую э п о - ху, никакие лишения не страшны». Эти •слова в равной мере характеризовали само- го т. Панапина. Как только самолет Водопьянова опустил- ся на льдину близ полюса, папанинцы не- медленно взялись за работу. Выла установ- лена знаменитая палатка, ветровой двига- тель, радиостанция. Участники экспедиции прозвали Папанина «хозяином полюса». Еще не закончив своего строительства, па- панинцы приступили к научным наблюде- ниям, результаты которых, впоследствии ко- ротко переданные по радио, восхитили уче- ных всего мира. Научные работы станции «Северный по- люс» велись непрерывно в течение девяти месяцев. Папанинцы работали по 16 часов в сутки, собрав громадный научный материал. Их работы заключались прежде всего в ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2