Сибирские огни, 1938, № 1

ослепительным полярным солнцем, торже- ственным митингом открыли полярную стан- цию на льду в центре Арктики. С огромным под'омом подытожили результаты проделан- ной работы, приняли текст рапорта на имя товарищей Сталина и Молотова. Под'емом советского флага, салютом и возгласами «ура» в честь товарища Сталина закончился наш короткий митинг. Тем временем мото- ры уже прогревались, все было готово к отлету. В 3 часа 37 мин. все четыре самолета были в воздухе после короткого, но горяче- го прощания с четырьмя полярниками, остающимися на льдине для научной работы мирового значения. Мы покинули полюс с чувством радости и вместе с тем с некото- рым невольным сожалением. Полюс оказался гостеприимным по отношению к советской экспедиции. Обратный полет шел вполне успешно под мастерским водительством наших героев- летчиков. Летели над облаками. Как я уже сообщал, мы не могли дать бензина на в-сл самолеты в достаточном количестве. Алек- сеев вызвался сесть в пути, чтобы дождать- ся бензина. С целью разведки в район 85-го градуса ночыо был направлен само- лет «Р-5» с летчиком Крузе, который бла- гополучно сел и сообщал нам погоду. Алек- сеев и находившийся на его самолете мой заместитель Шевелев, видя, что бензина нехватит, несмотря на попутный ветер, при- няли с моего согласия решение спуститься под облачность и искать место для посад- ки. Простились по радиотелефону. Осталь- ные три самолета пошли дальше. Спирин привел отряд точно к острову Рудольфа. Погода здесь была переменной, аэродром — под туманом, но в момент при- лета временно прояснилось, и мы благопо- лучно сели на островной аэродром. Тут же удалось установить связь с самолетом Алек- сеева. По сообщению Шевелева, лед у 85-го градуса оказался непригодным. Пошли в поисках в сторону. Наконец, Алексеев вы- брал лучшую из плохих льдин и мастерски посадил самолет без царапины. Сейчас эки- паж его самолета расчищает свой импрови- зированный аэродром, а мы на острове Ру- дольфа готовим самолет для доставки ему бензина. Шми д т ». Два дня провел экипаж «Н-172» на льди- не. Наконец, летчик Головин разыскал ее, опустился и снабдил самолет Алексеева го- рючим. Затем он поднялся и вернулся на о. Рудольфа. Вслед за ним прилетел Алек- сеев. — Готовьте об'яшя, ужин и баню, — радостно предупреждали герои своих дру- зей. С о. Рудольфа самолеты экспедиции воз- вратились в Москву, переменив лыжи нч колеса в Амдерме — флюориговом руднике на берегу когда-то пустынного и недоступ- ного Карского моря. Летчик Мазурук остал- ся па зимовку на о. Рудольфа. Остальные были торжественно встречены населением Москвы, вождями партии и правительства. Не успели участники экспедиции на Се- верный полюс вернуться в Москву, как весь мир узнал о другом замечательном подвиге советских летчиков. Горой Советского Сою- за. товарищи Чкалов, Байдуков и Беляков перелетели без посадки через Северный по- люс, через всю Арктику, из Москвы в Сое- диненные Штаты Северной Америки. Через месяц (12—14 июля) этот замечательный полет повторили и продолжили до границ Мексики, побив мировой рекорд дальности полета, Герои Советского Союза Гршов, Юмашев и Данилин. Этот мировой успех нисколько не сни- жает, а лишь подчеркивает авария с само- летом Леваневского, который оледенел и опустился где-то в районе полюса, поте- ряв радиосвязь. Самолет Леваневского мсти- ли советские летчики и американский лет- чик Уилкипс, совершившие ряд замечатель- ных полетов в глубь Арктики. Но найти са- молет в океане не легче, чем найти иголку в стогу сена. Сейчас всех занимает вопрос: что с Леваневским и его спутниками? Жи- вы ли они? Есть ли надежда на их спасе- ние? На самолете Леваневского был запас про- довольствия на 2—3 месяца. Hej, конечно ; такого трехмесячного запаса, который нель- зя было бы растянуть на 8—9 месяцев. Наблюдения Паианина, Кренкеля, Ширшова и Федорова доказали наличие жизни на по- люсе. Пири видел около полюса следы песца, Амундсен видел на Ледяном полюс? следы медведя, папанинцы видели близ Се- верного полюса медведицу с медвежатами и тюленя. Одной удатаой охоты было бы до- статочно, чтобы обеспечить группу Леванев- ского обильной пищей. Где же они сейчас? Дрейф льдов в райо- не посадки самолета Леваневского, очевид- но, подчиняется тем же законам, что и дрейф льдины папанинцев. До Ледяного по- люса., где можно предполагать наличие срав- нительно пеподвижных льдов и кругового характера дрейфа, было далеко. Расчет по- казывает, что . в момент вынужденной по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2