Сибирские огни, 1938, № 1

ва неожиданно прервалась. Наступили тре- вожные часы. Только через 13 часов, в ночь с 21 на 22 мая, от начальника экспе- диции 0. Ю. Шмидта была получена радио- грамма, извещавшая об исторической по- садке советскою самолета на дрейфующую льдину, примерно в двадцати километрах за Северным полюсом. Связь прервалась из-за случайной и незначительной аварии рации самолета. Как только напанинцы установили свою знаменитую радиостанцию, связь не- медленно возобновилась и с тех пор не пре- рывалась. В 11 часов 10 минут 21 мая самолет «СССР Н-170» пролетел над полюсом, а в 11 часов 25 минут Герой Советского Союза т. Водопьянов блестяще совершил посадку на льду. Отсюда начался дрейф советской станции «Северный полюс». 24 мая вожди партии и правительства приветствовали по- бедителей, следующей радиограммой, пере- данной из Москвы на Северный полюс: «Начальнику экспедиции на Северный по- люс товарищу 0. К). Шмидту, командиру летного отряда товарищу М. В. Водопьяно- ву, всем участникам экспедиции иа Север- ный полюс. Партия и правительство горячо привет- ствуют славных участников полярной экс- педиции на Северный полюс и поздравляют их с выполнением намеченной задачи — завоевания Северного полюса. Эта победа советской авиации и науки подводит итог блестящему периоду работы по освоению Арктики и северных путей, столь необходимых для Советского Союза. Первый этап пройден, преодолены вели- чайшие трудности. Мы уверены, что герои- ческие зимовщики, остающиеся на Северном полюсе, с честью выполнят порученную им задачу по изучению Северного полюса. Большевистский привет отва1жным завое- вателям Северного полюса! И. Сталин, В. Молотов, К. Воро- шилов, Л. Кагаяавич, М. Калинин, В" Чубарь, А. Микоян, А. Андреев, С. Косиор, А. Ждашов, Н. Ежов...» Перед вылетом экспедиции из Москвы, редакция «Известий» обратилась к видней- шим западным ученым, полярникам и авиа- торам с просьбой высказаться о наилучшем, по пх мнению, способе достижения Север- ного полюса. Некоторые предлагали дири- жабль, некоторые подводную- лодку п даже упряжку собак. И все считали, ч т о посадка самолета в районе полюса невозможна. Тем значительнее был успех Водопьянова, раз- бившего вдребезги этот предрассудок. За самолетам Водопьянова, выждав пого- ду, полетели на полюс остальные воздуш- ные корабли. Все они едва отрывались от ледяного аэродрама. Общий вес грузов, ко- торые надо было доставить иа дрейфующую льдину у полюса, превышал десять тонн, не считая людей. Сначала под самолетами был виден сильно расколовшийся неровный лед, затем, приблизительно ic 85° сев. широты, начались равные мощные ледяные поля, до- пускавшие посадку. В трещинах отчетливо выделялся над водой высокий торец льда. Средняя толщина льда равнялась 3—4 мет- рам. Самолеты шли далеко друг от друга, ши- роким фронтам, чтобы легче было обнару- жить флагманский корабль Водопьянова. Все они шли к цели с прекрасной точно- стью. Молоидав, долетев до полюса, развер- нулся там, по его выражению, так вокруг телеграфного столба, точно взял направле- ние на дрейфующую станцию и безукориз- ненно опустился на ее аэродроме. Следую- щим шел самолет т. Алексеева. Долетев до полюса, он опустился на льдину в самой непосредственной близости от этой вообра- жаемой точки «земной оси», определился, снова взлетел и блестяще поставил , свой самолет -рядом с самолетами Водопьянова я Молокова. Несколько в стороне от станции опустился т. Маэуручс; но, проявив должную выдержку, дождавшись благоприятных ат- мосферных условий, через несколько дней он также благополучно прилетел на льдину дрейфующей станции, доставив остатки ее оборудования. Станция «Северный полюс» была откры- та. Летчикам предстоял обратный, не менее трудный, полет. При этом оказалось, чае горючего до о. Рудольфа нежватит. Но со- ветские летчики не захотели взять ни одно- го литра из запасов т. Папанипа. Тогда т. Алексеев предложил: пусть все берут полный sanalc горючего, а я возьму остатки. Он решил лететь, пока хватит бензину. Когда же горючее выйдет, самолет опустит- ся на лед. Затем кто-нибудь «подбросит» ту- да горючее. Алексеев так и сделал. На полпути у не- го вышло горючее, он опустился и сообщил по радио свой адрес: «Северный Ледовитый океан, льдина № 3, дом № Н472». В своей заключительной телеграмме с Се- верного полюса, начальник экспедиции, тов. Шмидт, сообщал: «В ночь на 6 июня закончили все работы по устройству станции. В 2 часа ночи, под

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2