Сибирские огни, 1938, № 1

ффектно, а то, что «нужно сделать в интересах швития науки и освоения сил природы». В этой работе советские люди попутно тавили один мировой рекорд за другим; но юкорды никогда не являлись для нас са- моцелью. Это был побочный продукт. Само ю себе достижение полюса для нас не пред- ставляло никакого интереса. Кому он нужен )тот полюс — голая льдина, такая же-, как юе другие, окружающие ее? Слетать па голюс и вернуться обратпо паши летчики иогли бы давно. За две недели до того, как первый тяжелый самолет советской экспе- 1иции опустился на полюс, летчик Головин аолучил задание слетать туда, посмотреть, какая там погода, и вернуться обратпо. Он гак и сделал: долетел до района полюса, установил, что погода там плохая, и вернул- ся обратно, на остров Рудольфа. В своих воспоминаниях летчик Головин писал, что' полет над полюсом казался ему обыденным целом, как будто он летел не над льдами океана, а над аэродромом. Нет, не сам по себе полег к полюсу при- влекал туда советских исследователей. Цель, поставленная ими, заключалась в том, чтобы превратить самые недоступные «пустыни в новые великие пути сообщения^ вырвать у ледяных стражей полюса новые знания, что- бы отдать их любимой родине и всему чело- вечеству. Это была великая и героическая задача, блестяще разрешенная советскими людьми. К 1937 г. Северный морской путь, кото- рый большевики стали осваивать с 1920 го- да, когда в Сибири утвердилась советская власть, .превратился в путь нормальных грузовых сообщений. Ежегодно этим путем перевозилось в пять раз больше грузов, чем за весь капиталистический период. Одновре- менно с развитием Северного морского пути развивалась советская полярная авиация. Дальнейшие задачи требовали более глубо- кого изучения Арктики. Незадолго до своей смерти Фритьоф Нан- сен основал международное общество «Аэро- арктик», с целью устройства при помощи дирижаблей научной дрейфующей станции в центре Арктики. Однако проект Нансена был признан «фантастическим». — «Обвинение в фантастичности мы спо- койно принимаем, — ответил Нансен. — . Ибо всякая исследовательская работа яв- ляется действительно плодотворной только тогда, когда ее окрыляет фантазия и толь- ко такими исследованиями человеческая мысль смело движется вперед». Нансен умер, не осуществив своей мысли и не добившись сочувствия в буржуазных странах. Организация дрейфующей станции на Северном полюсе была не по плечу ка- питалистическому миру. В 1935 г. в Советском Союзе началась подготовка к полету на Северный полюс, с целью организации там исследовательской станции. В 1936 г. на о. Рудольфа, самом Северном острове Земли Франца Иосифа, была организована база экспедиции, куда ледокол «Русанов» доставил основные гру- зы экспедиции. Товарищи Сталин и Молотов лично ознакомились и утвердили ее планы. В марте 1937 года четыре тяжелых са- молета вылетели на север, под управлением летчиков Водопьянова, Молокова, Алексеева и Мазурука. Начальником экспедиции был назначен 0. Ю. Шмидт, его заместителем М. И. Шевелев. Через месяц самолеты до- стигли острова Рудольфа. Выждав благо- приятной погоды, рано утром 21 мая 1937 года, первый самолет вылетел на полюс. Это был знаменитый «Н-170», пилотируемый Героем Советского Союза т. Водопьяновым и т. Бабушкиным, при флагштурмане тов. Спирине. На борту самолета находилась также славная четверка будущих зимовщи- ков станции «Северный полюс»—товарищи Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров. Во время полета т. Шмидт каждый час радировал в Москву о положении самолета. «В 6 час. 00 мин. самолет «Н-170» до- стиг 83°07" северной широты, идя на вы- соте 1000 метров. Над самолетом тонкий слой облаков с разрывами. Внизу 9—10- балльный крупно-битый лед, большими по- лями». «В 7 час. 00 мин. самолет пролетел дол- готу 58 3 00, широту 84°'25', идя над облака- ми на высоте 1450 метров». «В 8 час. 04 мин. самолет, продолжая продвижение на Север, на высоте 2000 метров над сплошным слоем облаков, с ред- кими разрывами, достиг долготы 58 с 00' , ши- роты 85 г 50 ' . В разрывы облаков видны ле- дяные поля с частыми трещинами. Сильный встречный ветер». «В 9 час. 00 мин. самолет прошел широ- ту 86°47", идем в тумане». «В 10 час. 03 мин. достигли широты 88 е 35". Начиная с 88 градуса видимость значительно улучшилась. Лед — огромные поля на много километров, разделенные длинными трещинами. Температура минус 23°. На самолете все в порядке». R 11 часов связь с самолетом Водопьяно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2