Сибирские огни, 1938, № 1

с корпуса, но получил такой удар хвостом, что с силой ударился о снег, который по счастью в этом месте был мягок. Я оказал- ся наполовину погребенным под снегом и почти потерял сознание. Немного отряхнув- шись от снега, я установил, что невредим, только зубы сильно шатались. После этого была, наконец, предпринята третья, удав- шаяся попытка старта». В научном отношении этот полет принес еще меньше, чем полег Амундсена. Успех Амундсена стал причиной его гибе- ли. Один из его спутников, конструктор ди- рижабля, итальянец Умберто Нобиле, воз- вратившись из экспедиции, стал выступать с лекциями о полете «Норге», в которые заявлял, что идея экспедиции Амундсена принадлежит... Муссолини. Амундсену при- шлось публично опровергать это наглое ут- верждение. Тогда Нобиле самостоятельно организовал экспедицию к полюсу на дири- жабле «Италия». В 1928 г., 24 мая, дири- жабль достиг полюса. По приказу Нобиле на полюс был спущен крест и сброшен итальянский флаг. Граммофон играл фа- шистский гимн, а участники экспедиции рас- пили бутылку коньяку. На обратном пути дирижабль попал в ту- ман н поток встречного ветра. Скорость по- лета уменьшилась. Дирижабль оледенел и упал, сильно ударившись гондолой о лед. Гондола разбилась и большинство участни- ков экспедиции высыпалось из нее. К счастью для них на льду оказалось также значительное количество продовольствия и походная радиостанция, вывалившиеся из дирижабля. Облегченный дирижабль немед- ленно снова: поднялся, унося шесть остав- шихся в гондоле итальянцев. Эти шесть че- ловек пропали без вести. Для спасения оставшихся на льду ряд государств органи- зовали спасательные экспедиции. Многие из этих экспедиций принесли только лишние жертвы. К восьми человекам, погибшим на «Италии» (кроме упомянутых шести чело- век, во время катастрофы был убит механик дирижабля, а затем погиб при попытке до- браться пешком по льду до Шпицбергена ученый Мальмгрен), прибавились шесть че- ловек бесследно пропавшего самолета «Ла- там», в числе которых был Амундсен и три итальянских летчика. Участники экспедиции Нобиле, как из- вестно, были спасены советской экспедицией "на ледоколе «Красин». Во время этой cnas- сательной экспедиции советские летчики Чухновский и Бабушкин совершили ряд за- мечательных полетов. Чухновский обнару жил местопребывание итальянцев Дзаппи i Мариано, ушедших вместе с Мальмгреиом «Красин» в тот же день подошел к ним i спас этих людей, находившихся на краю ги бели. Бабушкин, во время разведывательны? полетов, 15 раз поднимался и опускался н; льды моря, доказав, что опытный полярньп летчик с успехом может найти среди ни? аэродром. Из иностранных летчиков тольш шведу Лундборгу удалось однажды слетатч в лагерь итальянцев, откуда он взял одной Нобиле. Во второй раз Лундборг сам остал- ся пленником ледяного лагеря. — В Арктике могут летать либо сума- сшедшие, либо русские, — заявил он. После гибели «Италии» и преждевремен ной смерти Амундсена хозяева капиталисти- ческого мира убедились, что полярные экс- педиции не приносят прибыли. Полеты I глубь Арктики прекратились. Американский летчик Бэрд, ставший после своего первого полета над полюсом серьезным исследовате- лем Антарктики, писал: 1 — «Напрасно я старался внушить истину одному известному американскому коммер- санту. — Но как извлечь из нее деньги, какая от нее может быть выгода? — твердил он». «Когда мы вернулись, — продолжает Бэрд, — глава одного большого предприя- тия сказал нам: — Ваша экспедиция... про- текла слишком гладко; ей нехватало лише- ний и драматизма». Торгашам пришлось ие по вкусу как раз наиболее положительные стороны работы Бэрда. Они бы предпочли, чтобы он попла- тился жизнью. Это было бы более громкой рекламой для фирм, вложивших средства в его путешествие, чем научные достижения. *Мпе не случалось встретить исследовате- ля, который не разорился бы, либо не был близок к разорению», — признается Бэрд. 6. БОЛЬШЕВИКИ В АРКТИКЕ «Работа советских полярников всегда от- личалась не только своими масштабами, но и глубокой принципиальностью, — писал Герой Советского Союза, начальник совет- ской экспедиции на Северный полюс, акаде- мик 0. Ю. Шмидт.—Нам совершенно чуждо рекордсменство, погоня за внешними эффек- тами. Работая по изучению и освоении Арктики, мы стараемся делать не то, чтс ' Р и ч а р д Б э р д , Над Южным полюсом Ленинград, 1935 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2