Сибирские огни, 1938, № 1

на узкую полынью между льдами. Второй 'самолет последовал за ним. Самолеты сни- зились благополучно, но подняться уже не смогли. С огромным трудом Амундсен и его спутники вытащили один из самолетов на дед, ножами расчистили аэродром, выкинули для облегчения веса все научное снаряже- ние, поднялись в воздух и вернулись. В следующем 1926 г. Амундсен вылетел на север на дирижабле «Порте», с целью пролететь над полюсом, через весь Ледови- тый океан, от Шпицбергена до Аляски. Этот полет удался блестяще. 12 мая 1926 года Амундсен бьгл над полюсом. Дальней- ший полет «Норге» для нас интересен тем, •что путь его приблизительно совпадает с трассой самолета Леваневского. Амундсен впервые пролетел над обла- стью, никогда до него не посещавшейся че- ловеком. В тот же день, 12 мая 1926 г., дирижабль пролетел над самым центром .Ледовитого океана, над Ледяным полюсом {83°50' сев. широты и 160° зап. долготы) или, как его часто называют, — полюсом Недоступности. Одного взгляда на карту до- статочно, чтобы увидеть, что Северный по- люс гораздо ближе к окружающим берегам, чем Ледяной полюс, который поэтому яв- ляется наиболее трудно достижимым. В районе Северного полюса всюду встре- чался сильно расколовшийся лед; но на Ле- дяном полюсе или на полюсе Недоступно- сти «ие было видно ни одной капли откры- той воды». «Действительно, это место заслуживает своего названия, —- писал Элсворт, участ- ник полета на дирижабле «Норге». — Смот- ря вниз из кабины дирижабля нам казалось, что мы находились над дикой областью, по- крытой снегом, где какие-то великаны боро- лись со льдами. И мы были уверены, что даже наиболее склонные к приключениям на борту корабля были счастливы, что они над «полюсом Недоступности» летяг, а не при- нуждены форсировать путь, борясь с ледя- ными баррикадами». На Ледяном полюсе, в самом центре Ле- довитого океана, Амундсен видел следы бе- .лого медведя. Дальнейший полет осложнил туман, по- крывавший громадные области. Здесь путе- шественники испытали величайшую опас- ность. Туман оседал ледяными наростами на метшлт>етих частях дирижабля, куски льда отрывались воздушной струей от про- пеллеров и летели в оболочку дирижабля, разрывая ее. Оболочку приходилось непре- рывно чинить. На следующий день участники экспеди- ции увидели землю. Дирижабль благополуч- но снизился на территории Аляски. В том же году, на несколько дней рань- ше полета Амундсена, американский летчик Бэрд вылетел на самолете с того же пунк- та на Шпицбергене, откуда затем вылетел дирижабль «Норге», достиг полюса и вер- нулся обратно. Этот полет имел чисто спор- тивное значение. Ни Бэрд, ни Амундсен да- же не мечтали о возможности снизиться на полюсе и произвести там какие-нибудь на- учные работы. Через год, 15—16 апреля 1928 г., Гу- бер. Уилкинс и Бек Эйельсон перелетели Ледовитый океан на самолете, в обратном направлении: с мьгса Барроу — северного мьгса Аляски — на Шпицберген. Самым по- ложительным в этом полете было то, что Уилкинс не стремился во что бы то ни ста- ло лететь через полюс. Он проложил свой путь в стороне от полюса, ближе к Амери- ке, обследовав таким образом новые про- странства Ледовитого океана. Во время этот полета летчикам при- шлось опуститься на лед. Хотя они благо- получно поднялись и закончили полет, но рассказ Уилкинса скорее подтвердил, чем опроверг убеждение Амундсена и других полярных исследователей о непригодности самолетов для посадки на льды Ледовитого океана. «Так как самолет не двигался с места,— рассказывал о старте со льда Уилкинс, — пока мы вдвоем находились в нем, то я со- шел на лед, чтобы сдвинуть хвост аппарата. Мне это удалось, и я уже во время движения самолета попытался взобраться на него, но свалился вниз. Эйельсон, не могший обер- нуться, дал полный газ, думая, что я на- хожусь внутри, но как только заметил мое отсутствие, тотчас же пошел на посадку. «Мы снова сделали попытку подняться, как только машина тронулась, я ухватился за хвост и напряженно пополз вперед, что- бы добраться до кабины. Мои оуки совсем застыли, так как я бросил прочь свои пер- чатки, чтобы крепче ухватиться за тросы, ведшие к двери кабины. Мои руки отказа- лись работать и я зубами ухватился за трос. Это быть может было безрассудно, но у меня не было другого выхода. Самолет скользил очень быстро, Эйельсон не заме- чал, что я нахожусь еще на. хвосте, он ду- мал, что я уже в безопасности, и дал газ. Едва мы только отделились от поверхности льда, для меня стало ясно, что в воздухе мне не добраться до кабины. Я соскользнул

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2