Сибирские огни, 1938, № 1
считаем, что спокойно можем принять смерть, одела® то, что мы сделали». 9 октября 1930 года останки Андрэ и его спутников — Стринберга и Френкеля были преданы огню в крематориуме, в Стокголь- ме. «На торжественном заседании, посвя- щенном памяти первых полярных воздухо- плавателей, секретарь Шведской Академии наук Эрик Карлофелнд оказал: «(Многое про- шло с тех пор, как вылетел Андрэ. Если представить себе, что Андрэ мог бы сейчас вернуться сюда живым, то он увидел бы подтверждение своей твердой веры в науку и технику. За его бедным «Орлом», слабым и с подрезанными крыльями, последовали летательные аппараты, достаточно мощные для того, чтобы противостоять силам при- роды. Его заблудившегося голубя заменили говорящие волны, передающие человеческое слово через безграничные пространства. Андрэ был первым, проложившим новый путь и возвестившим: «Мы будем летать, как орлы, и ничто не сломит наших крыльев» 1 . Через десять лет после гибели Андрэ американский журналист Уэльман решил повторить полет на воздушном шаре к по- люсу. Его впрочем не столько интересовал полюс, сколько газетная сенсация, раздутая им вокруг полета, и Связанные с ней мате- риальные выгоды. Американские газеты в течение нескольких лет рекламировали пред- приятие Уэльмана, как «самое современ- ное», основанное на последнем слове науки. Полюса Уэльман не достиг, никаких но- вых рекордов не поставил, за исключением одного довольно странного: мирового рекорда в колбасном производстве. Для придания аэростату некоторой уп- равляемости, к нему привешиваются так называемые гайдропы, т. е. тросы или ка- наты, отчасти поднимающиеся в воздух, от- части волочащиеся по поверхности. Вместо таких гайдропов Уэльман изготовил колбасу, несомненно величайшую в мире, в 50 мет- ров длиной, которую прицепил к своему ша- ру. По теории Уэльмана от колбасы, когда она будет волочиться но льду, станут обры- ваться куски. Если случится авария и Уэль- ману придется 'возвращаться пешком, он бу- дет подбирать эти куски и есть. Первый полет Уэльмана совсем не удался. Во второй раз, коща воздушный шар по- несся над льдами, к счастью для Уэльмана, его колбаса оборвалась сразу. Уэльман сни- 1 В. Ю. В и з е. Моря советской Арктики. Ленинград. 1936 г. зилоя, был подобран находившимся вблизи 'судном норвежской экспедиции и больше не летал. Колбасу же сели белые медведи. 5. НАД ПОЛЮСОМ После империалистической войны 1914— 18 гг., с развитием авиации и воздухоплава- ния, достижение полюса по воздуху стало вопросом техники и организации. Руал Амундсен одним на первых понял значение самолета для полярных исследований. Он даже сам научился летать и в 1914 г. сдал экзамен на звание гражданского летчика. Мечтой Амундсена было достигнуть Се- верного полюса, но вместо Северного полю- са он попал на Южный. В начале XX века Амундсен решил повторить дрейф «Фрама», войдя в ледяноо течение еще восточнее и рассчитывая таким образом ближе подойти к полюсу. Амундсен начал подготовку экспе- диции. Но в это время Пири достиг полюса. Интерес к путешествию Амундсена у нор- вежской буржуазии пропал. Амундсену гро- зило разорение. — «Нужно было как можно скорее одер- жать ту или иную сенсационную победу»,—, писал Амундсен в своих воспоминаниях. Продолжая утверждать, что целью его пу- тешествия является не достижение полюса, а научные работы, Амундсен, выйдя в мо- ре, об'явил, что он идет не к Северному по- люсу, через Берингов пролив, а к Южному полюсу. Все участники экспедиции согласи- лись следовать за Амундсеном. Среди них был один русский, Александр Кучин. После экспедиции к Южному полюсу оп стал ка- питаном судна «Геркулес», погибшего вме- сте со всеми людьми в Карском море, осенью 1912 года. В 1911 г. Амундсен достиг Южного полю- са и благополучно вернулся обратно. Он до- бился и славы и денег. Но мысль о Север- ном прлюсе не оставила его. Даже в момент высшего достижения, когда он поднимал норвежский флаг над Южным полюсом, Амундсен писал в овоем дневнике: «Пожа- луй, никогда никто из людей не стоял, как я в данном случае, на месте с-толь диамет- рально противоположном цели своих жела- ний!». После нескольких неудачных попыток, Амундсен получил в 1925 г., с помощью американского миллионера Элсворта, два подходящих гидросамолета. Вылетев с одно- Го нз островов Шпицбергена, они достигли 87° 43' северной широты. Здесь у одного •самолета сдал мотор. Самолет опустился
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2