Сибирские огни, 1938, № 1
станция. Тогда же это были пустынные, от- резанные от всего мира, оледенелые скалы. Здесь «Жаннетга» была окончательно раз- давлена льдами и пошла ко дну. Де-Лонг со своими спутниками добрался на лодках до дельты Лены. Здесь он погиб от голода и хо- лода, вместе с частью своей команды. Но часть людей спаслись и рассказали о судьбе «Жанпетты». А еще через три года на южном берегу Гренландии были найдены несколько пред- метов с погибшей «Жаниетты». Еще рань- ше на берегах Гренландии, где не растет ни одного дерева, находили стволы деревьев, ободранные льдом. Стволы эти чаще всего -были сибирского происхождения. Сосна и кедр с Оби или Енисея, лиственница с бе- регов Лены и Колымы, унесенные весенним разливом, становились великими путешест- венниками и плыли вместе с льдами океана. Профессор Мои высказал мысль, что очевид- но льдину с вмерзшими в нее вещами с «Жаниетты» пронесло через весь Арктиче- ский бассейн. Тогда выступил Нансен со своим гениаль- но-простым и смелым проектом дрейфа че- рез Ледовитый океан. «Нельзя не принта к выводу, — писал Нансен, — что точение (в Северном ледови- том океане) проходит или через полюс, или. во всяком случае очень близко от него, где- то между Гренландией и Шпицбергеном. В таком случае дело обстоит очень просто. Надо войти в течение по ту сторону полюса, где оно направляется к северу, и с помощью этого течения проникнуть в области, куда все прежние исследователи тщетно стара- лись попасть, идя против течения» 1 . Но легко сказать «войти в течение». До сих пор все мореплаватели боялись этого течения, заковывающего корабли в свой смертельный ледяной дрейф. Китобои счи- тали корабль, которому не удалось до на- ступления зимы вьгбрагвсн из льдов, по- гибшим. Экспедиция Де-Лонга подтверждала, что рано или поздно корабль, захваченный льдами, будет раздавлен. — Надо построить такой корабль, — ду- мал Нансен, — который бы, при сжатии, не сопротивлялся льдам, а выскакивая из них, как арбузное семечко из пальцев. Так был построен «Фрам», что значит «вперед», крепкий и круглый, как яйцо. Летом 1893 года Нансен на «Фраме», с небольшой командой и запасом продоволь- 1 Л[роф. Н. З у б о в . Большевики — завое- ватели Северного iполюса. ствия на пять лет, вышел в свой историче- ский поход. Он прошел через льды Карско- го моря и, впервые после Норденшельда, снова обогнул мыс Челюскина. Путь к Но- восибирским островам был сравнительно лег- ким. Дойдя до северной кромки льда, «Фрам» вмерз в него на широте 78° 50' и восточ- ной долготе 133° 30', недалеко от места ги- бели «Жаннетты». Все случилось, как рас- считывал Нансен. Началась зима, льды'сдви- нулись, но «Фрам» остался невредимым. «Лед теснится и громоздится вокруг нас со всех сторон, — писал Нансен, сидя Б своей каюте, — ледяные глыбы нагромож- даются друг на друга, .почти касаясь таке- лажа судна. Лед напрягает все свои силы, чтобы истереть «Фрам» в порошок. Шум постепенно возрастает и становится подоб- ным звуку всех труб органа вместе, судно дрожит и трясется, поднимаясь то толчка- ми, то потихоньку. Но мы сидим в наших уютных каютках совершенно спокойно и да- же выходим наверх посмотреть на хаос. Приятно сознавать, что судно крепко — дру- гие суда были бы давно раздавлены»... Ледяные поля сошлись и «Фрам» остал- ся на них, как на подносе. Дрейф «Фрама» со льдами продолжался три года. 15 ноября '1895 'года «Фрам» достиг 85° 56' северной широты, где ни до него, ни после не быва- ло ни одно судно. Затем направление дрей- фа постепенно сменилось на юго-западное. В августе 1896 г. «Фрам» вышел на чистую воду около Шпицбергена и благополучно вернулся в Норвегию. Сам Нансен вернулся на шесть дней рань- ше своего корабля, проделав еще более за- мечательный путь. Когда выяснилось, что «Фрам» не достигнет Северного полюса, Нансен сошел с корабля и с одним спутни- ком, Иогансеном, с одной упряжкой собак отправился дальше на север. Нансен дошел до 86° 14' северной широ- ты, — севернее, чем кто-либо до иего. Дальше простирались такие же торосистые льды, покрывавшие глубокий океан. Нан- сен повернул на юг и нанра1вился к Земле Франца Иосифа, — Не слишком ли велики крылья, кото- рые дает человеку его дух, — думал Нан- сен. — Больше, чем мы можем выдержать. Одно смертельное препятствие сменялось другим. Путешественники достигли земли, когда была с'едена последняя собака и по- следний сухарь. Первой их заботой было запастись пищей и топливом на. зиму. Пи- щей служило мясо белых медведей, топли- вом — жир моржей. Они построили хижину
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2