Сибирские огни, 1938, № 1
[вянул поместить эту землю на 4—5 граду- сов севернее, и слана ее открытии н ы т принадлежит австрийской экспедиции Вай- )Нрехта, случайно побывавшей там через ТОО лет после Роуля. [I Так случитесь, что советская земля до ;сих пор незаслуженно носит имя последне- го императора Австро-Венгрии. J 2. ПАРРИ И ПИРИ [I Китобои ходили на север и рассказывали и своих подвигах, подобно «Охотникам» с 1«артины художника Перова, пою существо- пали киты, .совершенно истребленные в европейских водах в прошлом веке. Но в начале XIX века промысел еще приносил огромные доходы. Китобой Окорзби был не аолько штобоем, но и серьезным исследо- вателем. Он не прибавлял градусов к своим постижениям. В 1806 году Окорзби поднял- ся на градус севернее русских моряков, жива встретив непроходимые льды. Тогда ш впервые высказал мысль, что мечта об открытом полярном море ни на чем не осно- вана, что никакого открытого моря у полю- •а нет, напротив — оно сплошь покрыто (льдами. А потому, мол, и легко будет до- ;;тат1и[уть полюса, если, забравшись подальше- на север, пуститься оттуда по льду на са- !ях, подобпо эскимосам и сибирским про- мышленникам. ] Мысль китобоя была осуществлена через $то лет Робертом Пирн. Первым же пустив- шимся к полюсу на санях, вернее таща са- ди по льду, был англичанин Парри. В (1827 г. oil вышел с северного берега Шпицбергена. «Надежду на использование м>бак или оленей, чтобы тащить сани, ско- ро пришлось совершенно оставить. Вместо этого сам Парри, его офицеры и экипаж в составе 28 человек вынуждены были та- щить сани через лед, который к тому же не был ровным, но состоял из нагромож- денных торосов и был трудно проходим» 1 . Так Парри прошел по льдам 480 кило- метров. Наблюдения же показали, что он приблизился к полюсу всего на 200 кило- метров. Течение шло навстречу и относило льды на юго-запад. Парри достиг 82° 45' неверной широты, ожуда повернул обратно. Все-таки он побывал севернее, чем кто-либо до пего. Экспедиция Парри установила, что льды, поврывадощие Ледовитый океан, мало похо- дили на те ровные неподвижные ледяные 1 А к с е л ь А л ь м а н. «Борьба за север- ный и южный полюсы». поля, которые он рассчитывал встретить. Лед океана был разбит на отдельные льди- пы, разделенные трещинами, забаррикадиро- ван торосами, т. е. грядами нагроможден- ных друг на друга льдин, тянущимися на десятки километров и, наконец, лед этог постоянно двигался и относил экспедицию в сторону. С тех пор, в течение ста лет, полюс оста- вался влекущей тайной для человечества, пока ее не разгадали окончательно совет- ские герои. В девятнадцатом и начале двадцатого ве- ка стремление к полюсу становится не столько жаждой истины, сколько -опасным спортом, жаждой личной славы и славы для своей страны. Экспедиция за экспеди- цией отправлялись к полюсу, но полюс'оста- вался непобежденным. — Невозможно достигнуть полюса, — те- леграфировал Георг Нэрс, начальник одной из наиболее тщательно подготовленных ан- глийских экспедиций, когда на обратном пути, в 1876 году, он дошел до первого порта. Но то, что кажется «недостижимым», еще больше .влечет сильных духом людей. И полюс был однажды достигнут на со- бачьих упряжках шестью храбрецами, во главе с американцем Робертом Пирн. Остальные были: негр Хенсон и четыре гренландских эскимоса. Советским летчикам, для того чтобы до- стичь полюса, считая с вылета из Москвы, потребовалось около двух месяцев. Пири же потратил на осуществление своей мечты 23 года. Шесть раз он пускался в путь к полюсу, пока наконец достиг его 6-го апре- ля 1909 года. «Основным правилом физики, — говорил Пири, — является положение, что тело движется по линии наименьшего сопротив- ления. Но этот принцпп кгикется мало при- менимым к непоколебимой воле человека. Всякое препятствие физического или мо- рального характера, которое становилось на моем пути, была ли то чистая вода, в ледя- ной пустыне Полярного моря, или сопротив- ление общественного характера, служило только побудительной причиной для осуще- ствления моего решения: достичь твердо поставленной цели моей жизни, если только моя жпзнь окажется достаточно продолжи- тельной»... В 1908 г. на ледоколе «Рузвельт» Пири забрался возможно дальше к северу, вдоль западного берега Гренландии. Гренландия — величайший из островов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2