Сибирские огни, 1937, № 4
вильно поступает, сигнализируя о том, что враг не дремлет, что нельзя привыкать к бес печности, что работа штаба ПВО должна быть и в .мирное время столь же совершен ной, как в разгар самого горячего боя. За недооценку военной опасности молено распла титься гибелью тысяч драгоценных жизней строителей социализма, потерей огромных ма териальных ценностей. Но при всех условиях победоносным и уничтожающим будет ответный удар доблест ной ОКДВА. Эскадрильи ее самолетов под управлением лучших в мире летчиков разгро мят .жизненные центры страны противника. Описание бомбардировки Токио последова тельными волнами наших бомбардировщиков— один из наиболее ярких и волнующих эпизо дов романа. Художественная ткань книги пе рерастает в грозное предупреждение поджи гателям войны: «Продлись, мгновение войны! Пусть война начнется отсюда, из этого далекого города, не давшего мирно жить ни своей стране, ни миру. Прими желанную вой ну, Токио! Воюй, купец! Одень противогаз и стань на защиту своей наследственной лавки, заройся с головой в ее дымящиеся развалины, сожми в тонких руках винтовку — сражение на стигло тебя, война пришла к тебе на дом». Это будет последний и решительный бой. Радиус действия наших орудий защиты и на падения охватит острова Японии в железные тиоки, из которых выход врагу — только смерть, только полный и беспощадный р а з гром. На голову зачинщика войны обрушит ся раскаленный металл наших бомб и ярость трудящихся масс его собственной страны. Значение романа П. Павленко выходит д а леко за пределы художественной литературы. Эта книга возникла из недр коллективного устремления.строителей социализма к утвер ждению своего бессмертного дела. Вот почему радиус ее идеологического воздействия при обретает международные масштабы. Несомненно, роман послужит толчком к ра боте наших писателей над оборонной темой в ее наиболее сложном и актуальном разво роте. Советский читатель хочет знать подробно сти о состоянии тыла нашего будущего про тивника, о моральных и технических ресурсах его вооруженных сил, об его политическом окружении. Еще никто до сих пор не прини мался должным образом за тему об япон ском морском флоте, о возможностях буду щей тихоокеанской войны, — тема, о которой не раз писал Ленин. Е. Титов. СЛОВЕСНАЯ РУДА Советский читатель, неизмеримо выросший политически и культурно, требует от каждой появившейся на овет художественной книги, прежде всего, высокой идейности, больших чувств, ясных слов, политической целеустрем ленности и страстности. Подлинно художе ственная книга воспитывает читателя в духе беспредельной любви и преданности нашей великой родине, делу Ленина—Сталина. Именно с этой точки зрения хочется ска зать о поэтическом сборнике «Солнечные дни», вышедшем недавно в Краевом издатель стве 1. Первое, что бросается в глаза при чтении сборника — это крайне низкий идейно-худо жественный уровень стихов. Сборник открывается стихами Бвг. Берез- ницкого. Многие его стихи растянуты, водя нисты, недоработаны. В них не чувствуется поэтического мироощущения. Это стихи по всякому случаю и на всякий случай. Вот, на пример, стихотворения «Смена», «Ходит осень в хороводе», «Любовь и труд». То, что автор поместил такие плохие стихи в сборник, го ворит, между прочим, и о его невысоком чув стве самокритики. Пусть читатель судит сам: «Не одним Сибирь богата Тяжким (!?) золотом снопов; Рудами богаты горы, Широки лесов просторы (!).• 1 «Солнечные дни», сборник стихов, Зап,- Сиб. Краевое издательство, г. Новосибирск, 1937 г. А еще Сибирь богата Синей проседью песцов, Снежным мехом горностаев, Переливом шкур собольих, Чернобу.рым, серебристым Драгоценным мехом лис»... и т. д. Слов нет, о красивой и богатой сибирской природе писать надо. Это одна из интерес нейших тем. Но писать надо не так, как пи шет Березницкий. Поверхностный подход к ( действительности, крайнее упрощение и обед нение ее, небрежное поэтическое оформление мыслей, — вот серьезные недостатки Берез- ницкого. Читая Березницкого, невольно вспоминаешь слова тов. Юдина, сказанные им на собрании московских писателей. «Самый распространен ный порок в писательской среде, — говорил он, — созерцательный подход к жизни... Пи сатели должны понять, что нельзя быть н а стоящим художником, не принимая активного участия в борьбе за социализм». Пассивный, созерцательный подход к жиз ни —• именно этим пороком страдает боль шинство .поэтов, участвующих в сборнике, и прежде всего: Березницкий, Непомнящих, Ти тов, Чугунов и Стюарт. В стихотворении «Утро» поэт Вас. Непомня щих восклицает: «Как бы это все увидеть сразу!» Благие порывы поэта заслуживают всяче ского одобрения. Но Непомнящих глубоко ошибается, если думает, что к жизни надо подходить, как к об’екту наблюдения со сто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2