Сибирские огни, 1937, № 4
карты растительности Красноярского края, которая составлена шроф. ' Ревердатто и его помощниками. Эта карта, как об этом ото звался Ботанический Институт Академии Н а ук СССР, является крупным вкладоси в гео- ботаническую картографию Союза. За последние два-три года ботаниками Уни верситета проведено много экспедиций на Красноярский Север, о Хакасию, Ойротию, Забайкалье, Кузнецкий Алатау, Центральные и Восточные Саяны. „ По возвращении из экспедиции ботаники садятся за микроскоп, лупу; упорно и на стойчиво обрабатывают свои флористические сборы. Гербарий им. (Крылова стал подлинным на учно-исследовательским учреждением, в к о тором ведется громадная работа по изучению флоры Сибири. _____ Выросли новые кадры молодых ботаников, появились десятки новых исследователей -при роды, которые с наступлением весны ра з ’ез- жаются по всей Сибири, проникают в дебри угрюмой тайги, бродят по Саянам, Забай калью, скалистым хребтам Кузнецкого Алатау, проходят пешком десятки, сотни километров по широким степям, преодолевают нарымские топи, заглядывают во все участки, открывая новые сибирские каучуконосы, текстильные и ароматические виды, чудесно цветущие деко ративные растения, которых ждут наши скве ры, газоны, сады, изучают новые кормовые и лекарственные растения. Ни непогода, ни ветер и ливни, ни тучи комаров и мошки не останавливают этих сме лых советских разведчиков, охотников за ра стениями. С. Глуздаков. ЮРАЦКИЕ СКАЗКИ В декабре -месяце 1936 г. Западно-Сибирское правление СОП командировало меня в Восточ ную (Сибирь за 'сбором фольклора. Во время по ездки в г. (Красноярск мне удалось встретить председателя нацпромыслового коллектива «Но вая жизнь» тов. Лампая Василия Гавриловича и -с его слов записать ряд народных сказок. Василий Гаврилович, родное имя которого Ва са, —-природный юрак, Караульского района, Таймырского округа, — является представите лем одного из тринадцати юрацких родов, имеи- но рода Лампаев, 'что значит «береговой». Для некоторого представления об этом племе ни следует сказать, что «юраки наиболее круп ная ветвь самоедов, само название которых «не- няча» дыне распространено на общее наимено вание самоедской народности (в русской форме .это наименование — ненцы»). В настоящее время в Таймырском округе чис лится 61 чумо-хозяйство юраков, кочующих в районе рек Большой и Малой Хэты. Все они со хранили в виде фамильных кличек имена своих родоначальников, «основоположников рода». 1. Род Норсо-Молло, он же — Саллерта, со стоит из следующих одиннадцати отдельных се мей: Норсо, (Мингулома, Пома-зы, Юсы, Хусьме, Ваголума, Ласяк, Калигны, Эркось, Мою и Хок. 2. Род Чар, он же — Палъчшш, состоит из трех семей; Хэёма, Севячи и й р с и . 3. Род Насяза, он же — Ямкины, состоит из шести семей: Тэко, Чик, Ыван, Хэзорума, Лян- шэртэ и Тэкичи. 4. Род Надэр состоит из трех семей: Сагамы, Екым и Ваоакы. ,г). Род Пенят —• «комариный» — состоит из трех 'семей: Взрчя, Хымчи и Немчи. Нужно отме тить, что этот род когда-то был необычайно во инственный. В течение многих лет он являлся организатором бедняцких восстаний и вел борь бу с крупйомгенетодчвскими хозяйствами, что сохранилось в устных преданиях, сказах и сказ ках. 6. Род Яр состоит из пяти семей: Мохохала, Тобо, Вэнунда, Тасягнэда и Чекки. 7. Род Яптуне — «гусиный» — состоит из семей: Хаеет, Соет, Вэче и Ничезама. 8. Род Ятдне — «ходячий» — состоит из восьми семей: Хартаза, Вэлк (белый), Хатома, Хазопчу, Тоюло, На.ре, Мысы и (имя последнего я забыл). 9. Род Лайвосяза — «безголовый» — состо ит из двух семей: Кыголо и Еч. 10. Род Тэ-сяза — «безоленный». 11. Род Тохэй состоит из семей: Эси, Хаю и (забыл). 12. Род Ляяся состоит из трех семей. 13. Род Лампай — «береговые» — состоит из пяти семей: Эси, Сальме, Ингуло, Сольмэ и Вас-а. Перечень вышеприведенных имен может иметь практическое значение для этнографов в их по следующих записях при сборе фольклорного ма териала. В частности, Лампай Васа представляет большой интерес, как знаток огромного количе ства сказок.. Сказки он знает, любит и охотно передает их. К сожалению, я не мог записать все его сказки полностью, так как установилась летная погода и мы принуждены были расстать ся. Лампай Васа сел на аэроплан и улетел из Красноярска в родные места, т. е. на 72° с. ш., где его, как руководителя, давно ожидали юра- ки, об’единенные в национальный колхоз «Но вая жизнь». Некоторые из сказок Ламная Васы печатают ся в настоящем номере «Сиб. огней». М. ОШАРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2