Сибирские огни, 1937, № 4

карты растительности Красноярского края, которая составлена шроф. ' Ревердатто и его помощниками. Эта карта, как об этом ото­ звался Ботанический Институт Академии Н а ­ ук СССР, является крупным вкладоси в гео- ботаническую картографию Союза. За последние два-три года ботаниками Уни­ верситета проведено много экспедиций на Красноярский Север, о Хакасию, Ойротию, Забайкалье, Кузнецкий Алатау, Центральные и Восточные Саяны. „ По возвращении из экспедиции ботаники садятся за микроскоп, лупу; упорно и на ­ стойчиво обрабатывают свои флористические сборы. Гербарий им. (Крылова стал подлинным на­ учно-исследовательским учреждением, в к о ­ тором ведется громадная работа по изучению флоры Сибири. _____ Выросли новые кадры молодых ботаников, появились десятки новых исследователей -при­ роды, которые с наступлением весны ра з ’ез- жаются по всей Сибири, проникают в дебри угрюмой тайги, бродят по Саянам, Забай­ калью, скалистым хребтам Кузнецкого Алатау, проходят пешком десятки, сотни километров по широким степям, преодолевают нарымские топи, заглядывают во все участки, открывая новые сибирские каучуконосы, текстильные и ароматические виды, чудесно цветущие деко­ ративные растения, которых ждут наши скве­ ры, газоны, сады, изучают новые кормовые и лекарственные растения. Ни непогода, ни ветер и ливни, ни тучи комаров и мошки не останавливают этих сме­ лых советских разведчиков, охотников за ра ­ стениями. С. Глуздаков. ЮРАЦКИЕ СКАЗКИ В декабре -месяце 1936 г. Западно-Сибирское правление СОП командировало меня в Восточ­ ную (Сибирь за 'сбором фольклора. Во время по­ ездки в г. (Красноярск мне удалось встретить председателя нацпромыслового коллектива «Но­ вая жизнь» тов. Лампая Василия Гавриловича и -с его слов записать ряд народных сказок. Василий Гаврилович, родное имя которого Ва­ са, —-природный юрак, Караульского района, Таймырского округа, — является представите­ лем одного из тринадцати юрацких родов, имеи- но рода Лампаев, 'что значит «береговой». Для некоторого представления об этом племе­ ни следует сказать, что «юраки наиболее круп­ ная ветвь самоедов, само название которых «не- няча» дыне распространено на общее наимено­ вание самоедской народности (в русской форме .это наименование — ненцы»). В настоящее время в Таймырском округе чис­ лится 61 чумо-хозяйство юраков, кочующих в районе рек Большой и Малой Хэты. Все они со­ хранили в виде фамильных кличек имена своих родоначальников, «основоположников рода». 1. Род Норсо-Молло, он же — Саллерта, со­ стоит из следующих одиннадцати отдельных се­ мей: Норсо, (Мингулома, Пома-зы, Юсы, Хусьме, Ваголума, Ласяк, Калигны, Эркось, Мою и Хок. 2. Род Чар, он же — Палъчшш, состоит из трех семей; Хэёма, Севячи и й р с и . 3. Род Насяза, он же — Ямкины, состоит из шести семей: Тэко, Чик, Ыван, Хэзорума, Лян- шэртэ и Тэкичи. 4. Род Надэр состоит из трех семей: Сагамы, Екым и Ваоакы. ,г). Род Пенят —• «комариный» — состоит из трех 'семей: Взрчя, Хымчи и Немчи. Нужно отме­ тить, что этот род когда-то был необычайно во­ инственный. В течение многих лет он являлся организатором бедняцких восстаний и вел борь­ бу с крупйомгенетодчвскими хозяйствами, что сохранилось в устных преданиях, сказах и сказ­ ках. 6. Род Яр состоит из пяти семей: Мохохала, Тобо, Вэнунда, Тасягнэда и Чекки. 7. Род Яптуне — «гусиный» — состоит из семей: Хаеет, Соет, Вэче и Ничезама. 8. Род Ятдне — «ходячий» — состоит из восьми семей: Хартаза, Вэлк (белый), Хатома, Хазопчу, Тоюло, На.ре, Мысы и (имя последнего я забыл). 9. Род Лайвосяза — «безголовый» — состо­ ит из двух семей: Кыголо и Еч. 10. Род Тэ-сяза — «безоленный». 11. Род Тохэй состоит из семей: Эси, Хаю и (забыл). 12. Род Ляяся состоит из трех семей. 13. Род Лампай — «береговые» — состоит из пяти семей: Эси, Сальме, Ингуло, Сольмэ и Вас-а. Перечень вышеприведенных имен может иметь практическое значение для этнографов в их по­ следующих записях при сборе фольклорного ма­ териала. В частности, Лампай Васа представляет большой интерес, как знаток огромного количе­ ства сказок.. Сказки он знает, любит и охотно передает их. К сожалению, я не мог записать все его сказки полностью, так как установилась летная погода и мы принуждены были расстать­ ся. Лампай Васа сел на аэроплан и улетел из Красноярска в родные места, т. е. на 72° с. ш., где его, как руководителя, давно ожидали юра- ки, об’единенные в национальный колхоз «Но­ вая жизнь». Некоторые из сказок Ламная Васы печатают­ ся в настоящем номере «Сиб. огней». М. ОШАРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2