Сибирские огни, 1937, № 4
на со своими «хрустальными вазами» и на род может благоговейно наслаждаться. 4 . Ярче всего сокровенный смысл романа вскрывается при анализе образа Неручева. Из всех персонажей'— Неручев наиболее бли зок и дорог автору. В прошлом оп опять-та- ки человек, враждебный революции. Правда, он уверяет в своем письме-исповеди, зани мающей целых пять страниц убористого шрифта, что еще гимназистом «мечтал о со циализме», а в 1905 году даще распростра нял прокламации и отсидел за это три меся ца в тюрьме, после чего однако «больше не вмешивался в политику». Далее мы видим его офицером, «физически и морально стра дающим» на фронтах империалистической войны. В 1917 году он путается с эсерами, Октябрьскую революцию встречает как «из мену родине» и в рядах белогвардейцев бо рется с советской властью, пока не попадает в плен. Тут его немедленно захватывает «энтузиазм социалистического труда». Про исходит это, как ни странно, в тот момент, когда Неручева, в меле других заключенных, заставляют разгружать баржу с дровами!.. По освобождении оп работает в различных советских учреждениях, где «по мере сил по могает строить социализм». Оп теперь го тов умереть за свою страну, «всё свои силы и кровь отдать за дело социализма». «Я вос торженно славлю эту прекрасную жизнь»,— восклицает он в своей «исповеди» и поет льстивые дифирамбы по адресу революции и строителей коммунизма. В устах вчерашнего белогвардейца этн дифирамбы, естественно, вызывают у чита теля настороженность и недоверие. В самом деле, неужели достаточно было Неручеву разгрузить несколько барж, чтобы так креп ко уворовать в социализм? Автор, очевидно, и сам чувствует недостаточность своего «дро вяного аргумента» и пытается подкрепить искренность уверений своего любимого героя следующим образом: Неручева, видите ли, революция давно уже «звала тысячами голо сов», он всегда ей «сочувственно аплоди ровал», и вся беда его была в том, что он оставался человеком слова, а не дела. По нять необходимость гражданской войны ему, опять-таки, помешал его интеллигентский гуманизм. Гм, однако, — скажет читатель,— этот гуманизм не помешал Неручеву занять место в рядах белогвардейцев? А что касает ся его бездейственности, которая, будто бы, только одна и мешала превратиться в дело его революционным убеждениям, то ведь это же ложь, это видно из слов самого Неруче ва: ' «Мы восхищались, если фабрикант устраивал для рабочих хороший барак и де шевую столовую, мы мечтали примирить овец с волками, хотели пе уничтожения эк- сплоатации, а лишь смягчения ее, и, вместо того, чтобы драться на-смерть с капитали стическим обществом, мы старательно што пали его дыры и починяли его». Что же здесь революционного? А «штопать дыры» капитализма — это уж самое настоящее де ло, и незачем тут болтать о «тысячах голо сов», которыми будто бы звала Неручевых революция. Конечно, мы знаем людей, находившихся в прошлом в стане наших врагов, которые, видя успехи социалистического строитель ства, поняли порочность своего пути, и те перь, пережив сложный и трудный процесс идейной перестройки, стали действительно преданными и безупречными советскими гра жданами. Но для таких людей характерно именно то, что они п о н я л и преступность своей прежней деятельности, что они со всей искренностью и решительностью о с у д и л и свое постыдное прошлое. В рассуждениях же Неручева так и выпирает стремление во что бы то ни стало о п р а в д а т ь , смягчить своп прошлые заблуждения, представить их совсем безвредными, легко извинительными. Есть в романе сцена, когда Неручев читает свою тетрадь, в которую в продолжение де сятков лет записывал особенно ему полюбив шиеся мысли из прочитанных книг. «Эти за писи, — говорит автор, — были как бы этапами его собственных чувств и мыслей». Казалось бы, строки, выражающие мысли Неручева в годы измены революции, в годы борьбы против Советов, должны вызывать осу ждение и отвращение у сегодняшнего Неру чева, этакого беспартийного большевика, ка ким хочет его представить автор. Но ничего подобного! Неручев до сих пор смотрит на эту тетрадь как на «маленькую сокровищни цу». Он листает ее, «как богатый скряга, сладострастно перебирающий жадными паль цами золотые монеты». Неручев характери зуется как человек «милый, сохранивший в себе чистоту (?), чуткость, нежность и бес покойную, жаждующую истины (?), мысль». Поистине, ничего не понял и ничему пе нау чился Г. Вяткин, если шатания и перебеж ки Неручева изображает как следствие ею^ горячей любви к истине! Г. Вяткин хочет во что бы то пи стало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2