Сибирские огни, 1937, № 4
€впа сама испытывает недоумение по поводу вышеописанных бурных, неизвестно откуда взявшихся, чувств. «Она... спрашивала се бя — что заставляет ее восторженно ловить звуки пролетарского гимна, и не находила четкого ответа». Бедная Татьяпа Николаев на и не догадывается, что попросту автор хо чет представить ее советскому читателю в наиболее выгодном свете, потому п заставля ет переживать чувства, ей не свойственные. В самом деле, Татьяна Николаевна, несмо тря на все усилия автора доказать противо положное, является перед нами в ромапе женщиной, хотя и живущей в мире совет ской действительности, но весьма от нее далекой и смутпо в пей разбирающейся. О калошах и яичнице рассуждает она гораздо естественнее, чем, например, о путях разви тия музыкальной культуры, — слишком уж чувствуется в последнем случае авторская подсказка! Общие фразы пикого убедить пе могут, а показать, чем живет и дышит его героиня, автору не удалось. Он как будто понимает, что чтения газет да поглядывания на переделываемый мир из окна комнаты — маловато для превращения враждебного ■большевизму человека в энтузиаста соци алистического строительства, что сколько-ни- будь прочный, искренний перелом в мировоз зрении может произойти лишь в результате более глубокого знакомства с жизныо стра ны, более активного в ней участия; что дек ларируемая автором любовь Татьяны Никола евны к советской действительности не может оставаться отвлеченной, платонической, — она должна выразиться в каком-то де й - •ст в и и, чтобы читатель в нее поверил. Таким действием, звеном, связывающим Татьяну Николаевну с действительностью, является, по мысли автора, ее музыкальпая деятельность. Она организует музыкальную школу, выступает на концертах в рабочих и красноармейских аудиториях. Что ж, правдиво и ярко изобразив эти •стороны жизни Татьяны Николаевны, автор мог бы достаточно глубоко и убедительно раскрыть перед нами ее внутренний мир. Благодарная задача — показать, как для му зыканта, вышедшего из чуждой среды, впе чатления, получаемые от взаимодействия с новой аудиторией, служат толчком к размы шлениям над советской действительностью, к правильному ее пониманию и сближению с ней. Реальная Татьяпа Николаевна, честно стремящаяся понять новых людей, строите лей нового мира, прежде всего столкнулась бы с тем неожиданным для нее фактом, что многие номера ее музыкального репертуара воспринимаются теперь иначе. Многие из ее «тонких хрустальных ваз» дали бы трещи ну, не раз встретила бы она, вместо ожидае мых оваций, холодное равнодушие и непони мание, и порядочно пришлось бы ей порабо тать, чтоб добиться настоящего контакта с новой аудиторией. Ее переживания, вероят но, в какой-то мере сходны были бьг с пе реживаниями Анны Михайловны из «Слепо го музыканта» Короленко. Полезно сейчас вспомпить этот прекрасный эпизод из произведения большого и правди вого художника. Анна Михайловна не может примириться с тем, что ео слепой сын с жадностью заслу шивается нехитрой игрой кошоха Иохима, исполняющего па своей свирели украинские песни. Ей привозят Пианино. Уверенная, что уж топерь-то мальчик забудет конюшню и «дударя», она играет ему шумную и требую щую большого искусства пьесу, за исполне ние которой избранная публика наградила ее когда-то восторженными аплодисментами. Увы, на мальчика пьеса не произвела впе чатления. Он попрежнему проводит вечера на конюшне. Много слез стоила матери эта неудача. Она начинает прислушиваться к игре Иохима сначала с усмешкой и пренебрежением, по том с волнением, стараясь разгадать секрет ео обаяния, и видит, что в нехитрых мело диях Иохима звучит то, чего не выучишь по нотам — подлинное живое чувство. А' так как Анна Михайловна была натурой талан тливой и глубоко чувствующей, то уроки Иохима не прошли для нее даром: «дудка» была побеждена, ибо те же задушевные ме лодии зазвучали теперь на прекрасном инст рументе и полней, и выразительней. Живая Татьяна Николаевна не только учи ла бы, но и училась. А в романе Г. Вятки- ка Татьяна Николаевна выступает как ка кая-то жрица искусства, хранительница ве ликих музыкальных сокровищ, которые опа демонстрирует перед толпой, снисходительно улыбаясь «трогательной наивности» ее вос приятия. «Им хотелось слушать так, как в жаркий день хочется пить. Она узнавала в этом неутолимую жажду лучшего, что века ми отгораживалось от трудящихся и о чем они смутпо и глубоко тосковали, прибегая к гармошке, к песне, похожей на стон». Бед ный народ! Он, видите ли, только тосковал по искусству, и песни, которые он создал, даже не похожи на песни. Зато теперь вот пришла благодетельница Татьяна Николаев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2