Сибирские огни, 1937, № 4
« — Разрешите поблагодарить за радуш ный прием. — Мы очень рады... Заходите почаще. — С большим удовольствием». ... « — Утренняя прогулка — самая по лезная. Гуляйте побольше. — Представьте, мне то же самое сказали вчера в консультации. Доктор Протасова. Вы ее знаете... — Мария Николаевна? Ну, конечно, два года вместе работали. — Опа мне очень понравилась. Такая вни мательная...» Не надо думать, что доктор Протасова по явится далее на страницах романа. Просто— надо же о чем-то говорить , действующим лицам. Читаешь эти пустейшие диалоги и с досадой думаешь: зачем? кому это нужно? 3. Нет надобности пересказывать остальные двепадцать глав романа. В них так же на прасно стали бы мы искать живого, полно кровного изображения советской действи тельности, ярких, типических характеров, раскрытия чувств и стремлений нового че ловека. Даже такие сцепы, как встреча че люскинцев, пе поднимаются над уровнем керой натуралистической зарисовки. Какова же основная идея романа «Откры тыми глазами»? Ведь как бы ни был он слаб и натуралистичен, нельзя же исписать двенадцать печатных листов «просто так», ни для чего, лишь бы исписать. Конечно, в романе есть и идея. Ее нетруд но обнаружить, обратившись к основным об разам романа. Основная группа действующих лиц, поль зующаяся особым вниманием автора — это представители старой интеллигенции: про фессор Гвоздев и его жена, Неручев, Толо- конников. Все они в прошлом были чужды революции, некоторые, как Неручев, даже оородись с оружием в руках против совет ской власти, но теперь все они — предан нейшие люди, энтузиасты социалистического строительства, соль и цвет советской интел лигенции. Как же показывает Г. Вяткин этот очень сложный, нелегкий процесс идеологической перестройки части старой интеллигенции? Профессор Гвоздев, например, пятнадцать лет назад отнюдь не был сторонником совет ской власти. Но так как, по утверждению ав тора, «хирургия не являлась ареной откры той борьбы», то «гражданская воина про шла для него лично как-то стороной». Пер вым, что заставило профессора пересмотреть свои взгляды, — было поведение оперируе мых им большевиков. Они, якобы, не только не испытывали ни волнения, ни страха пе ред операцией, но даже «нередко сами отка зывались от хлороформа и обезболива ния» (!). Странные люди! Повидимому, физическая боль им доставляла огромное удовольствие. А может быть, они отказывались от ее об легчения специально для того, чтобы способ ствовать скорейшему переходу уважаемого профессора на путь социализма? Во всяком случае, дальше дело идет как по маслу: про фессор читает речи Ленина и Сталина, «ко лонки' цифр о хлебе, топливе и промышлен ности», и, «Не выходя из кабинета и больни цы»,, «заражается общим энтузиазмом». В романе мы видим его уже членом горсовета, он произносит речь на встрече челюскинцев, и, когда оказавшийся впоследствии вредите лем Левберг выказывает равнодушие к че люскинской эпопее, он немедленно - рвет с ним знакомство. Словом, это такой насквозь советский ч-еловек, что дальше некуда! Но, увы, о превращении профессора в со ветского энтузиаста говорится такими общи ми фразами, что невольно думаешь: нет, на прасно старается автор! Скорее всего, про фессор просто внешне приспособился, а внутренне остался обывателем, чуждым ре волюции и далеким от нее. Не случайно мать осужденного вредителя Левберга именно ему, Гвоздеву, шлет телеграмму с просьбой орга низовать ходатайство научных работников о помиловании. Жена профессора — Татьяна Николаев на — ранее, как сообщает автор, тоже была «далекой от революции». Большевики пред ставлялись ей враждебной силой, и она «с тоской думала о том, как эта сила раздавит ее хрупкий, тонкий мир, словно весь заклю ченный в прозрачной хрустальной вазе»(!). Но «страна шла вперед», «с каждым новым годом убеждалась она в том, что правы именно большевики», и скоро старый мир, «зияющий бесчисленными гнойниками и яз вами стал ей ненавистным». «С жадностью» стала она читать газеты, а в дни революци онных праздников ей «страстно хотелось влиться в горячую лавину колонн, петь, кри чать ура, взявшись за руки — танцовать». Но, как Лия Гейман в первой главе не мо жет понять, отчего у пее «так жарко горят глаза», гак, оказывается, и Татьяна Никола-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2