Сибирские огни, 1937, № 4
горючее, уезжать на свои полевые позиции». Сухость подобных описаний особенно чув ствуется рядом с любовно и тщательно вы писанными картинами природы: «Перелески еще голы, поля не успели высохнуть от сне га, кое-где в лощинах смутно белеют изне могающие снежные островки. От влажной и словно раздетой земли исходит неопределен ный волнующий запах, — так пахнет пере ломленная ветка или крепкий, только что сорванный гриб». Нашлась же здесь у авто ра и теплота, и свои, не затасканные сло ва! В совхозе мы впервые встречаемся с на чальником участка агрономом Лобастым, — одним из немногих представителей новой со ветской интеллигенции в романе. Он, конеч но, «большой и неуклюжий» и, конечно, «пе спит уже третью ночь». Сообщив эти сведе ния, автор явно испытывает затруднения: надо показать кипучую деятельность Лобас того, иначе непонятно, почему оп не спит. С этой целыо автор сажает его у телефона и заставляет время от времени звонить, за давая ни к чему не обязывающие и никому не помогающие вопросы: — Ну, как, Миша? Третий клин прошли? Ну, то-то! С машинами благополучно? А с горючим у тебя перебоя не будет? Иногда Лобастый совершает и более ак тивные поступки: «Прошел два шага в сто рону палатки... и зачем-то заорал в простран ство, где никто его не слышал: — Ого-го-го! Нажимай, ребята! Нажияа- а-ай! На все сто с га-а-ком! Промежутки между телефонными разгово рами и испусканием в пространство идиот ского «ош-го-го!» Лобастый заполняет пу стопорожними разговорами с Гейман, кото рые, по словам самого автора, ведет лишь для того, чтоб не уснуть. Потраченного на них времени вполне хватило бы ему, чтобы выспаться. Но ни автору, ни самому Лобас тому это и в голову не приходит. Лие Гейман уж абсолютно нечего делать, и бодрствует она только потому, что «сове стно спать, когда кругом работают». Чита телю, конечно, неясно, почему сия дамочка считает бессмысленное сидение у костра бо лее почетным и полезным занятием, чем удовлетворение естественной потребности в сне. Неприязнь читателя к этой неумной о»обе еще увеличивается, когда, заслышав песню комсомольцев, — кстати, по словам автора, никак не клеившуюся и прерывае мую руганью, — она вдруг весьма неожи данно восклицает, совсем в духе чеховской Ирины из «Трех сестер»: — Завидую я, Иван Федорыч, такой силе, энергии. У меня этого нехватает. Физиче ски будто здорова, а внутри... У Лобастого, разумеется, всегда наготове рецепт бодрости: вспомните челюскинцев—и энергия появится... Кроме Лобастого, показан еще бригадир Непомнящий. Его треплет малярия, но он ни за что не хочет итти домой. Автор, очевидно, хотел показать здесь самоотверженность со ветского человека, его готовность по щадить себя для блага общего дела. Нет спора, та кая готовность есть непременное качество каждого партийного и беспартийного боль шевика. Однако, второе, непременное его ка чество — это умение расходовать силы ра зумно и целесообразно. Самопожертвование, не вызванное обстоятельствами, самопожерт вование ради самопожертвования — не геро изм, а дешевая поза. Весь эпизод с бригадиром, — как и мно гое в романе, — написан и приторно, и су сально. Поведение Непомнящего, конечно, суб’ективно вполне понятно: ему хочется не отставать от других. Но никакого восторга и умиления его желание непременно сесть на трактор вызвать у читателя в данном случае не может, ибо оно неразумно, ибо интересы дела как раз требуют, чтобы трактор вел здоровый тракторист, а не больной, который, чего доброго, и огрехов наделает, и машину угробит. Лобастый вполне справедливо ука зывает па это Непомнящему, добавляя, что, ведь, его прекрасно можно заменить — лю ди есть! Но бригадир твердит одно: «На льдине-то, небось, хуже было, да челюскин цы работали». Мы познакомили читателя с содержанием первой главы. Заканчивается она тем, что Лия Гейман все-таки, в конце концов, за сыпает, и Лобастый с вожделением смотрит на спящую женщину. За исключением этой многообещающей сцены, все остальные стра ницы, посвященпые совхозу, абсолютно не нужны для развития действия романа, и не понятно, что заставило автора ввести их. Впрочем, в романе много таких страниц— и сюжетно неоправданных, н самостоятельно го интереса не представляющих. В изобилии приводятся рассуждения действующих лиц на различные темы, не имеющие никакого от ношения к сюжету. Служат они лишь для доказате«%ства «широты интересов» люби мых героев автора, а порою и просто запол няют страницы без всякой цели и смысла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2