Сибирские огни, 1937, № 4
Я спросил: кто это — работник профсою за, товарищ с официальным положением, или же политик? — Нет, ни тот, ни другой, ни третий. Мне захотелось увидеть этого человека, и при выходе мне удалось его встретить: — Почему вы отдали ваши часы? Я знаю, что вы бедны. Вы, наверно, наш? — Я ничего не понимаю в большой поли тике, но по части событий в Испании я на чинаю понимать. Я понял, что есть люди, которые подняли мятеж затем, чтобы подоб ные мне, самые бедные в мире люди, про должали свою жизнь угнетенных. Но в Ис пании оказались люди, которые вступили в бой с мятежниками затем, чтобы лишить их, мятежников, права снова угнетать бедных. Эго дело такое простое и понятное, и вмес те самое значительное и важное в моей жиз ни. Вот почему я положил на поднос един ственную имеющуюся у меня вещь, ту са мую вещь, которая для меня представляла самую большую ценность». Антифашистский писатель может найти множество форм своей активной борьбы с фашизмом и его троцкистской агентурой. Конгресс защиты культуры сделал боль шое дело, разоблачив перед мировым писа тельским общественным мнением троцкист скую агентуру Гитлера и Франко. Револю ционные писатели рассказали о методах и целях этой агентуры. Методы — предатель ство, измена, двурушничество, шпионаж, ди версия, цели — укрепление колеблющихся основ капитализма и порабощение трудя щихся, в отношении Советского Союза — ре ставрация капитализма, продажа по частям социалистической родины человечества. Со ветские делегаты Михаил Кольцов и Алексей Толстой в блестящих речах пригвоздили к позорному столбу Иудушку-Троцкого, ос новной профессией которого стала торговля нашей родиной и кровью трудящихся. По части клеветы па СССР у троцкизма находятся подлые подпевалы, вроде фран цузского писателя Андрэ Жида, написавшего клеветническую книжонку,о стране социа лизма. Устами крупнейшего испанского поэ та Хосе Бергамина конгресс защиты куль туры заклеймил эту пошлую книжонку, как «несправедливое и недостойное нападение на Советский Союз и на советских писателей». Андрэ Жид оказался по ту сторону барри кады, в одном ряду с троцкистом Бретоном, главой французского сюрреализма. Фашисты рукоплещут Андрэ Жиду. Сейчас еще трудно учесть все значение 2-го конгресса защиты культуры, а значе ние его несомненно огромно. Лучшие пере довые писатели всего мира с трибуны1кон гресса, прямо с передовой линии борьбы, перед лицом всего человечества пред’явилк обвинительный акт фашизму. Но дело не только в этом, а в том, что активность и высокая принципиальность всех выступле ний на конгрессе говорят о новой ступени, о новом этапе борьбы антифашистских писа телей. Новый этап заключается в том, что писа тели все более и более ищут связи с масса ми, начинают все глубже понимать, осозна вать замечательную силу, заключенную в рабочем классе. Писатели — участники борьбы в рядах на родного фронта — имеют широкие связи с массами, со своими народами. Поэтому успех конгресса писателей есть успех народного фронта, который под руко водством коммунистов борется с фашизмом н преграждает ему путь для экспансии. Пусть же каждый из членов этого заме чательного конгресса — свидетель варвар ских зверств фашизма в Испании — приве зет на свою родину ненависть к фашист ской чуме и пламенный призыв к активной борьбе за полное уничтожение угнетателей, варваров, возрождающих худшие времена средневековья. «Я хотел-бы, чтобы мое свидетельств» громко зазвучало в ушах всех моих товари щей, живущих пока в безопасности в мир ных городах — Париже, Лондоне, Нью- Йорке, — говорил на конгрессе французский писа тель Андрэ Шамсон, — чтобы каждый раз, когда всходит заря и над Мадридом фашист ские самолеты, в этих городах не осталось бы ни одной женщины, ни одного мужчины, которые не чувствовали подкрадывающихся тоски и страха. И только один Мадрид не знает тоски и продолжает улыбаться в бое вой решимости. Эта тоска, этот страх всего мира перед войной должны превратиться в решимость, положить конец этой войне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2