Сибирские огни, 1937, № 4
Н. АЛЕКСЕЕВ 2-й МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПИСАТЕЛЕЙ В ЗАЩИТУ КУЛЬТУРЫ За два месяца до фашистского мятежа в Испании Лондонский пленум международной ассоциации писателей вынес решение: — Второй международный копгресс писа телей в защиту культуры должен быть соз ван в Мадриде. Фашистский мятеж в Испании не мог из менить решения пленума о месте созыва конгресса в защиту культуры. В тот момент, когда некоторые парижские газеты, сочувствующие фашистскому мятежу в Испании, торжественно возвещали о взятии мятежниками Мадрида, международная ас социация писателен расклеила на стенах Па рижа призыв в защиту республиканской Ис пании. В этом призыве бюро ассоциации пи сателей подтверждало решение Лондонского пленума о том, что второй конгресс в защи ту культуры должен состояться в столице. республиканской Испании. Бюро ассоциации писателей осуществило решение Лондонского пленума. Второй кон гресс писателей происходил в двух столицах Испании: во временной столице — Валенсии и в героическом Мадриде. Работы второго конгресса, как и первого, который происходил в Париже два года то му назад, проникнуты боевым духом, револю ционной непримиримостью лучших передовых писателей мира к фашизму, грозящему пора бощением народам, черными временами сред невековья, новой войной и уничтожением человеческой культуры. Первый конгресс писателей в защиту культуры, несмотря на заговор молчания буржуазной печати, сумел громко сказать художественной интеллигенции мира, что именно фашизм ее главный враг, что в слу чае успеха фашизма — художественную ин теллигенцию и ее творения ожидает то, что произошло в Германии. Великие творения гениев прошлого преданы сожжению, пламя костров уничтожило бессмертные произведе ния Гете и Гейне, современные талантливые люди науки, искусства, литературы были брошены в тюрьмы, концентрационные лагери или вынуждены были покинуть пределы сво ей родины, как, например, Генрих Манн, Людвиг Ренн, Густав Реглер и др. Таким образом работы первого конгресса в защиту культуры, при наличии широко раз вернувшегося движения народного фронта, дали большой резонанс среди художествен ной интеллигенции мира. В некоторых странах движение народного фронта выросло до победы на парламентских выборах. Так, блестящую победу на- выборах в кортесы (парламент) в феврале 1936 г. одержал народный фронт в Испании, в мае 1936 года на парламентских выборах победил народный фронт во Франции (по предложе нию коммунистов об'еднпились в народный фронт партии коммунистическая, социалисти ческая и партия радикал-социалистов). Борь ба за народный антифашистский фронт во шла в задачу избранного на первом конгрес се в защиту культуры бюро международной ассоциации писателей и нашла отражение в писательском движении отдельных стран и в международном антифашистском движении писателей. Развернувшиеся после первого конгресса события толкали художественную интелли генцию на определение своей позиции среди борющихся сил — с одной стороны сил на родного фронта, сил защитников мира и культуры, сил, преграждающих путь фашиз му, с другой стороны фашизм, который несет войну, порабощение и уничтожение куль туры. Какие же это события, над которыми не могли не задуматься лучшие честные люди из писательского мира? Во-первых, это грабительская война италь янского фашизма в Абиссинии, расстрел и порабощение свободолюбивого героического абиссинского народа, разрушение его наци ональной культуры; во-вторых; подготовлен ный международным фашизмом, и в первую очередь Гитлером и Муссолини, фашистский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2