Сибирские огни, 1937, № 4
Подробностей о снаряженной англичанами в 1568 году экспедиции Баоседина, Вудкока и Брауна до нас не дошло, но поэтому оче^* видно, что она также была безрезультатна или погибла. Возможно, именно о ней писали поморы англичанину Антону Маршу в 1584 г., что «некогда ваши люди достигли устья реки Оби на корабле, который потер пел крушение, причем люди ваши были уби ты самоедами, думавшими, что они приеха ли ограбить их». Отметим, что в этом же письме имеется указание, что от «острова Вайгача до устья Оби не очень трудно про ехать». Но может быть также, что сообще ние о крушении имеет отношение к следую щей английской экспедиции к берегам Сиби ри, отправившейся в 1580 году на двух не больших кораблях «Джордж» м «Виллиам» под командой участника экспедиции Вилло- угби — Артура Пета и Чарльза Джакмена. Суда этой экспедиции вошли в Карское море через карские ворота. Встретив льды, пре одоление которых было не под силу слабым парусным кораблям, экспедиция возврати лась. На обратном пути суда раз’единились, после чего «Виллиам» пропал без вести. Не которыми авторами высказывается предпо ложение, что Джакмен, после зимовки, по вторил попытку пройти на восток и это его корабль потерпел аварию близ устья Оби. Из сообщения Пета заслуживает внимания то, что экспедиция, достигнув Вайгача, на_ за падном побережье острова нашла удобную для якорной стоянки бухту, причем «вход в эту прекрасную гавань по обе стороны обозначался двумя крестами». Это были на вигационные знаки русских поморов. После Пета и Джакмена в плаваниях ан гличан на северо-восток наступил продолжи тельный перерыв. На попытках овладеть Северным Морским путем их сменили гол ландцы. В период между 1576 и 1580 гг. по по ручению известных уральских купцов Ани кеевых — Строгановых успешное морское путешествие в Обь из Печеры, а, следова тельно, и очевидно, на русском корабле было совершено голландцем Оливером Брюнелем, находившемся на службе у Строгановых, ко торым Брюнель был обязан освобождением из архангельской тюрьмы, куда попал по по дозрению в шпионаже. Вернувшись на роди- ну, Брюнель решил организовать самостоя тельное ^ плавание к сибирским берегам из Миддельбурга в 1584 году. Но оно было не удачным. После безуспешных попыток прой ти через занятый льдами Югорский Шар, ко рабль был вынужден возвратиться и на об ратном пути погиб близ устья р. Печоры. Особой известностью пользуются три после дующих попытки голландцев обойти Азию с севера, имевшие место в 1694—97 гг., с участием знаменитого Баренца, заплативше го жизнью за свою смелость. Первая из этих экспедиций (1694 г.) в составе четырех кораблей была разделена на две части, которые при общей итоговой цели должны были пройти к ней различны ми маршрутами. Два корабля под командой Брандта Тетга- леса и Корнелия Ная через Югорский Шар, два других под командой Виллема Баренца вокруг северной оконечности Новой Земли. Последний маршрут был рекомендован зна менитым географом Планциусом, считавшим его наиболее гарантирующим успех. Суда Ная и 'Гетгалеса, плывя на восток, у Титанекого берега, невдалеке от устья р. Печоры, встретили русскую ладыо. На этот раз поморы, явно потешаясь над иностран цами, наговорили им различных небылиц. Например, вначале, что Вайгачский пролив всегда покрыт льдом и недоступен, потом, что Югорский Шар пройти было бы возмож но, если бы не киты и моржи, которые уни чтожают все суда, что по приказанию вели кого князя три корабля пытались пройти на восток, но все потерпели крушение во льдах пролива и проч. Эти сказки не удер жали, однако, голландцев от продолжения пу ти, в котором они всюду находили следы по сещения этих берегов русскими, ввиде помор ских крестов, лачуг и избушек. И .августа суда миновали Югорский Шар, благополучно прошли в Карское море. Вскоре, встретив льды, экспедиция несколько задержалась у о. Местного, но, пройдя далее, достигла от крытого моря. 20 августа голландцы пришли к заключению, что они находятся в устье р. Оби. На деле они были только близ устья р. Кары. Сочтя задачу разрешенной,,корабли повернули назад, в предположении, что от достигнутого места уже легко будет обойти Таймыр и пройти северо-восточным путем до Китая. На обратном пути 25 августа, у острова Долгого Най и Тетгалес встретили возвра щавшиеся корабли Баренца. 14 июля, подойдя к западному побережью Новой Земли, по его определению, под 72° 25' северной широты, Баренц, следуя намечен ному плану, стал двигаться на север и севе ро-восток. Пройдя остров, названный Барен цем Крестовым, вследствие наличия на нем Сиб. огни 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2