Сибирские огни, 1937, № 4

Подробностей о снаряженной англичанами в 1568 году экспедиции Баоседина, Вудкока и Брауна до нас не дошло, но поэтому оче^* видно, что она также была безрезультатна или погибла. Возможно, именно о ней писали поморы англичанину Антону Маршу в 1584 г., что «некогда ваши люди достигли устья реки Оби на корабле, который потер­ пел крушение, причем люди ваши были уби­ ты самоедами, думавшими, что они приеха­ ли ограбить их». Отметим, что в этом же письме имеется указание, что от «острова Вайгача до устья Оби не очень трудно про­ ехать». Но может быть также, что сообще­ ние о крушении имеет отношение к следую­ щей английской экспедиции к берегам Сиби­ ри, отправившейся в 1580 году на двух не­ больших кораблях «Джордж» м «Виллиам» под командой участника экспедиции Вилло- угби — Артура Пета и Чарльза Джакмена. Суда этой экспедиции вошли в Карское море через карские ворота. Встретив льды, пре­ одоление которых было не под силу слабым парусным кораблям, экспедиция возврати­ лась. На обратном пути суда раз’единились, после чего «Виллиам» пропал без вести. Не­ которыми авторами высказывается предпо­ ложение, что Джакмен, после зимовки, по­ вторил попытку пройти на восток и это его корабль потерпел аварию близ устья Оби. Из сообщения Пета заслуживает внимания то, что экспедиция, достигнув Вайгача, на_ за­ падном побережье острова нашла удобную для якорной стоянки бухту, причем «вход в эту прекрасную гавань по обе стороны обозначался двумя крестами». Это были на­ вигационные знаки русских поморов. После Пета и Джакмена в плаваниях ан­ гличан на северо-восток наступил продолжи­ тельный перерыв. На попытках овладеть Северным Морским путем их сменили гол­ ландцы. В период между 1576 и 1580 гг. по по­ ручению известных уральских купцов Ани­ кеевых — Строгановых успешное морское путешествие в Обь из Печеры, а, следова­ тельно, и очевидно, на русском корабле было совершено голландцем Оливером Брюнелем, находившемся на службе у Строгановых, ко­ торым Брюнель был обязан освобождением из архангельской тюрьмы, куда попал по по­ дозрению в шпионаже. Вернувшись на роди- ну, Брюнель решил организовать самостоя­ тельное ^ плавание к сибирским берегам из Миддельбурга в 1584 году. Но оно было не­ удачным. После безуспешных попыток прой­ ти через занятый льдами Югорский Шар, ко­ рабль был вынужден возвратиться и на об­ ратном пути погиб близ устья р. Печоры. Особой известностью пользуются три после­ дующих попытки голландцев обойти Азию с севера, имевшие место в 1694—97 гг., с участием знаменитого Баренца, заплативше­ го жизнью за свою смелость. Первая из этих экспедиций (1694 г.) в составе четырех кораблей была разделена на две части, которые при общей итоговой цели должны были пройти к ней различны­ ми маршрутами. Два корабля под командой Брандта Тетга- леса и Корнелия Ная через Югорский Шар, два других под командой Виллема Баренца вокруг северной оконечности Новой Земли. Последний маршрут был рекомендован зна­ менитым географом Планциусом, считавшим его наиболее гарантирующим успех. Суда Ная и 'Гетгалеса, плывя на восток, у Титанекого берега, невдалеке от устья р. Печоры, встретили русскую ладыо. На этот раз поморы, явно потешаясь над иностран­ цами, наговорили им различных небылиц. Например, вначале, что Вайгачский пролив всегда покрыт льдом и недоступен, потом, что Югорский Шар пройти было бы возмож­ но, если бы не киты и моржи, которые уни­ чтожают все суда, что по приказанию вели­ кого князя три корабля пытались пройти на восток, но все потерпели крушение во льдах пролива и проч. Эти сказки не удер­ жали, однако, голландцев от продолжения пу­ ти, в котором они всюду находили следы по­ сещения этих берегов русскими, ввиде помор­ ских крестов, лачуг и избушек. И .августа суда миновали Югорский Шар, благополучно прошли в Карское море. Вскоре, встретив льды, экспедиция несколько задержалась у о. Местного, но, пройдя далее, достигла от­ крытого моря. 20 августа голландцы пришли к заключению, что они находятся в устье р. Оби. На деле они были только близ устья р. Кары. Сочтя задачу разрешенной,,корабли повернули назад, в предположении, что от достигнутого места уже легко будет обойти Таймыр и пройти северо-восточным путем до Китая. На обратном пути 25 августа, у острова Долгого Най и Тетгалес встретили возвра­ щавшиеся корабли Баренца. 14 июля, подойдя к западному побережью Новой Земли, по его определению, под 72° 25' северной широты, Баренц, следуя намечен­ ному плану, стал двигаться на север и севе­ ро-восток. Пройдя остров, названный Барен­ цем Крестовым, вследствие наличия на нем Сиб. огни 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2