Сибирские огни, 1937, № 4

свидетельствуют о том, что успешным пла­ ванием своим Бурроу во многом обязан рус­ ским. Вот как излагает обстоятельства похода он сам: «Во время нашей стоянки на якоре в ре­ ке Кроле, мы ежедневно видели ладьи, спу­ скающиеся вниз по реке. Команда каждой из них по меньшей мере состояла из 24 чело­ век. Наконец, собралось до 30 парусных ла­ дей. Один из ловцов по имени Гавриил от­ несся ко мне очень дружелюбно. Он пояснил мне, что вся собравшаяся флотилия отправ­ ляется на Печору для ловли лосося и боя моржей. Гавриил сообщил мне, между про­ чим, что при хорошем ветре достаточно 7-8 дней хода до упомянутой реки. Я был очень рад присоединиться к их обществу. Гавриил обещал предупреждать меня об опасных мес­ тах фарватера, что действительно и испол­ нил... В понедельник мы и все собравшиеся ладьи покинули устье реки Колы. Пока мы плыли с попутным ветром, русские ладьи шли гораздо быстрее нас, но согласно дан­ ному обещанию, Гавриил и его друг часто спускали паруса и отставали от своих това­ рищей, чтобы подождать пас». Когда корабль Бурроу сел на мель, «Гав­ риил и несколько его товарищей подплыли на юлах и пытались стащить судно с мели, но старания не увенчались успехом и они чуть не поплатились жизнью за свою услу­ гу. Я попросил Гавриила одолжить нам свой якорь, так как наши якоря были слишком велики для нашего юла. Гавриил дал мне свой собственный якорь, а потом занял еще другой и прислал нам». Следуя из Печоры на северо-восток, Бур­ роу подошел к неизвестной ему земле и да­ лее рассказывает следующее: «Когда мы намеревались бросить якорь близ мыса, позади него показался парус; я сослал юл к прибывшему судну. Шкипер по­ следнего сказал, что он был с нами в Коле, и заявил, что мы проплыли мимо дороги, ве­ дущей к Оби. Земля называлась Новою Зем­ лею. Он сообщил также многое о дороге к Оби. Я подарил ему стальное зеркало, 2 ла­ тунные ложки и два ножа с бархатными ножнами. Получив эти дары, шкипер стал разговорчивое и рассказал все, что могло ■быть нам полезно на предстоящем пути... Этого человека звали Лошаком. В среду, /когда мы держали курс на восток, мы уви­ дели другое судно, принадлежащее общест­ ву Лошака. Мы переговорили со шкипером, который сообщил нам также сведения об Оби. В пятницу 31 июля* ветер стал усили­ ваться и повернул на запад; это побудило нас бросить якорь между островами Вайгач; когда солнце стояло на северо-западе, мы увидели две небольшие ладьи. Команда од- пой из них прибыла на наше судно и пода­ рила мне большой хлеб. Из рассказов наших гостей мы узнали, что все они были из Хол- могор, за исключением одного; который жил на Печоре, последний славился особой лов­ костью в бое моржей». И далее: «4 августа** мы искали убежи­ ща в гавани, где на якоре стояла ладья Ло­ шака, до этого мы стояли на якоре, защи­ щенные островом. Лошак прибыл на наше судно и сказал: если бог даст хорошую по­ году, то я поплыву с вами до Оби, так как близ Вайгачских островов моржи попадаются редко». Однако, вероятно, по обстоятельствам про­ мысла, Лошак неожиданно снялся с якоря ранее Бурроу. Англичапе оказались предо­ ставленными самим себе. Испытав близ Вай- гача сильный шторм и встретив льды в Югорском шаре, Бурроу 3-го сентября ре­ шил вернуться и 21-го был в устье Двипы. Таким образом, в 1556 г., за четверть ве­ ка до походов Ермака англичане нашли в Баренцовом море оживленное самобытное рус­ ское судоходство и развитые морские про­ мыслы, повидимому, совершенно отчетливое представление «о дороге в Обь» и готовность сопровождать англичан в плавании через Кар­ ское море у командиров русских судов. Бур­ роу не говорит подробно, что сообщили ему Лошак и его товарищи, но нужно полагать, ч,то это были уже подмеченные и уложен­ ные в систему основные данные о ледовом режиме Карского моря, взаимосвязи направ­ лений ветров и ледового состояния, а так­ же данные о продолжительности навигаци­ онного периода. Почему Бурроу, убедившись «собственны­ ми глазами» в наличии поданных нордосто- выми или остовыми ветрами, значительных масс льда в проливе, счел за лучшее исполь­ зовать попутный ветер для возвращения. Чрезвычайно интересно и исторически важно указание Бурроу, что при попутном ветре русские ладьи шли «гораздо быстрей» английского корабля и не говорится, что при иных ветрах ладьи двигались медленнее или не могли двигаться и что русские суда чем- либо уступали английским. * 10 авг. нов. ст. ** 14 авг. нов. ст.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2