Сибирские огни, 1937, № 4
свидетельствуют о том, что успешным пла ванием своим Бурроу во многом обязан рус ским. Вот как излагает обстоятельства похода он сам: «Во время нашей стоянки на якоре в ре ке Кроле, мы ежедневно видели ладьи, спу скающиеся вниз по реке. Команда каждой из них по меньшей мере состояла из 24 чело век. Наконец, собралось до 30 парусных ла дей. Один из ловцов по имени Гавриил от несся ко мне очень дружелюбно. Он пояснил мне, что вся собравшаяся флотилия отправ ляется на Печору для ловли лосося и боя моржей. Гавриил сообщил мне, между про чим, что при хорошем ветре достаточно 7-8 дней хода до упомянутой реки. Я был очень рад присоединиться к их обществу. Гавриил обещал предупреждать меня об опасных мес тах фарватера, что действительно и испол нил... В понедельник мы и все собравшиеся ладьи покинули устье реки Колы. Пока мы плыли с попутным ветром, русские ладьи шли гораздо быстрее нас, но согласно дан ному обещанию, Гавриил и его друг часто спускали паруса и отставали от своих това рищей, чтобы подождать пас». Когда корабль Бурроу сел на мель, «Гав риил и несколько его товарищей подплыли на юлах и пытались стащить судно с мели, но старания не увенчались успехом и они чуть не поплатились жизнью за свою услу гу. Я попросил Гавриила одолжить нам свой якорь, так как наши якоря были слишком велики для нашего юла. Гавриил дал мне свой собственный якорь, а потом занял еще другой и прислал нам». Следуя из Печоры на северо-восток, Бур роу подошел к неизвестной ему земле и да лее рассказывает следующее: «Когда мы намеревались бросить якорь близ мыса, позади него показался парус; я сослал юл к прибывшему судну. Шкипер по следнего сказал, что он был с нами в Коле, и заявил, что мы проплыли мимо дороги, ве дущей к Оби. Земля называлась Новою Зем лею. Он сообщил также многое о дороге к Оби. Я подарил ему стальное зеркало, 2 ла тунные ложки и два ножа с бархатными ножнами. Получив эти дары, шкипер стал разговорчивое и рассказал все, что могло ■быть нам полезно на предстоящем пути... Этого человека звали Лошаком. В среду, /когда мы держали курс на восток, мы уви дели другое судно, принадлежащее общест ву Лошака. Мы переговорили со шкипером, который сообщил нам также сведения об Оби. В пятницу 31 июля* ветер стал усили ваться и повернул на запад; это побудило нас бросить якорь между островами Вайгач; когда солнце стояло на северо-западе, мы увидели две небольшие ладьи. Команда од- пой из них прибыла на наше судно и пода рила мне большой хлеб. Из рассказов наших гостей мы узнали, что все они были из Хол- могор, за исключением одного; который жил на Печоре, последний славился особой лов костью в бое моржей». И далее: «4 августа** мы искали убежи ща в гавани, где на якоре стояла ладья Ло шака, до этого мы стояли на якоре, защи щенные островом. Лошак прибыл на наше судно и сказал: если бог даст хорошую по году, то я поплыву с вами до Оби, так как близ Вайгачских островов моржи попадаются редко». Однако, вероятно, по обстоятельствам про мысла, Лошак неожиданно снялся с якоря ранее Бурроу. Англичапе оказались предо ставленными самим себе. Испытав близ Вай- гача сильный шторм и встретив льды в Югорском шаре, Бурроу 3-го сентября ре шил вернуться и 21-го был в устье Двипы. Таким образом, в 1556 г., за четверть ве ка до походов Ермака англичане нашли в Баренцовом море оживленное самобытное рус ское судоходство и развитые морские про мыслы, повидимому, совершенно отчетливое представление «о дороге в Обь» и готовность сопровождать англичан в плавании через Кар ское море у командиров русских судов. Бур роу не говорит подробно, что сообщили ему Лошак и его товарищи, но нужно полагать, ч,то это были уже подмеченные и уложен ные в систему основные данные о ледовом режиме Карского моря, взаимосвязи направ лений ветров и ледового состояния, а так же данные о продолжительности навигаци онного периода. Почему Бурроу, убедившись «собственны ми глазами» в наличии поданных нордосто- выми или остовыми ветрами, значительных масс льда в проливе, счел за лучшее исполь зовать попутный ветер для возвращения. Чрезвычайно интересно и исторически важно указание Бурроу, что при попутном ветре русские ладьи шли «гораздо быстрей» английского корабля и не говорится, что при иных ветрах ладьи двигались медленнее или не могли двигаться и что русские суда чем- либо уступали английским. * 10 авг. нов. ст. ** 14 авг. нов. ст.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2