Сибирские огни, 1937, № 4

Н. СИБИРЦЕВ ДРЕВНИЙ ПУТЬ I. ДРЕВНИЕ ДОКУМЕНТЫ В каждой книге, статье или лекции, по­ священной начальным моментам истории Северного Морского пути, основное и зна­ чительное место принято отводить повест­ вованию о плаваниях англичан и голландцев второй половины XYI столетия, ставивших себе целью достижение Индии и Китая этим путем, обогнув Евразийский материк морем с севера, пройти этим путем в Индию и Ки­ тай. Вследствие этого имена руководителей первых западно-европейских полярных экспе­ диций Вилдоугби, Дурфурда, Ченслера, Бур- роу, Пета, Джакмена, Брюнеля, Пая, Татга- леса, Беренца, Гермскека, Гудсона, Ван Кер- кговена и т. д. вошли во все энциклопедии, историю географии и общеизвестны как име­ на выдающихся исследователей и моряков. Изредка, наряду с знаменитыми иностранны­ ми фамилиями, и то лишь вскользь, упоми­ наются русские Истома, Лошак, Курочкин и, кроме узкого круга специалистов, мало ко­ му что-либо говорят фамилии Шубин, Бори­ сов, Прозвиков, Серебрянник, Дурасов, Са* вин, Бараш, Пахотин, Щепеткин и др. Меж­ ду тем, эти малопопулярные в современной арктической литературе, и частью ею сов­ сем забытые русские имена заслуживают не меньшего, а может быть и большего внима­ ния и почета, если взглянуть на вопрос под углом зрения практических результатов де­ ятельности русских и западно-европейскнх моряков на Северном Морском пути на пер­ вых этапах развития мирового судоходства. Сказанное нетрудно подтвердить обраще­ нием к некоторым фактам и свидетельству самих иностранцев. В известном труде Гер- берштейна, изданном в Венеции в 1550 го­ ду, приведен несомненный факт плавания морем из устья Двины в Дронтгейм Григория Истомы с посланником Давидсом в 1496 го­ ду, при чем мотивом, в силу которого был избран путь через Белое море и кругом Нор­ вегии, а не более близкий через Балтийское море, были политические осложнения меж­ ду Швецией и Россией и возмущение шве­ дов против датчан. Норденшельд считает воз­ можным, и с его предположением нельзя не согласиться, что рассказ Герберштейна имел непосредственное влияние на снаряжение первой английской экспедиции на северо-во­ сток, потому что изданное в Венеции сочи­ нение Герберштейна должно было скоро стать известным венецианцу Каботу, кото­ рый, находясь на английской службе, сыг­ рал столь видную роль в организации пер­ вых попыток англичан установить торговую связь с Азией Северным Морским путем. Первая английская экспедиция под коман­ дой сэра Виллоугби, в составе трех кораб­ лей, была снаряжена в 1553 году. Два ко­ рабля с самим Виллоугби, после плавания в южной части моря, на современных нам кар­ тах носящего название Баренцева, зазимо­ вали в устье р. Варсины, на Мурманском по­ бережье. Здесь весь личный состав погиб, повидимому, от холода и цынги. В следую­ щем году корабли погибшей экспедиции бы­ ли найдены русскими промышленниками и впоследствии возвращены англичанам. Тре­ тий корабль, под командой Р. Ченслера, обо- шув Кольский полуостров и миновав Белое море, достиг благополучно устья р. Двины, установил непосредственные дипломатиче­ ские и торговые сношения Англии с Россией Иоанна Грозного, путем, который мы видели выше, был прекрасно известен русским бо­ лее, чем за полстолетия до Ченслера. Вторая английская экспедиция, состояв­ шаяся через три года в 1556 году, была в смысле продвижения на восток более успеш­ ной. Ее руководителю Стефану Бурроу (быв­ шему штурману корабля Ченслера) посчаст­ ливилось первому из западно-европейскнх моряков подойти к берегам Новой Земли и посетить южные проливы, ведущие в Кар­ ское море с Запада. Дошедшие до нас запис­ ки Бурроу чрезвычайно интересны, так как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2