Сибирские огни, 1937, № 4
Н. СИБИРЦЕВ ДРЕВНИЙ ПУТЬ I. ДРЕВНИЕ ДОКУМЕНТЫ В каждой книге, статье или лекции, по священной начальным моментам истории Северного Морского пути, основное и зна чительное место принято отводить повест вованию о плаваниях англичан и голландцев второй половины XYI столетия, ставивших себе целью достижение Индии и Китая этим путем, обогнув Евразийский материк морем с севера, пройти этим путем в Индию и Ки тай. Вследствие этого имена руководителей первых западно-европейских полярных экспе диций Вилдоугби, Дурфурда, Ченслера, Бур- роу, Пета, Джакмена, Брюнеля, Пая, Татга- леса, Беренца, Гермскека, Гудсона, Ван Кер- кговена и т. д. вошли во все энциклопедии, историю географии и общеизвестны как име на выдающихся исследователей и моряков. Изредка, наряду с знаменитыми иностранны ми фамилиями, и то лишь вскользь, упоми наются русские Истома, Лошак, Курочкин и, кроме узкого круга специалистов, мало ко му что-либо говорят фамилии Шубин, Бори сов, Прозвиков, Серебрянник, Дурасов, Са* вин, Бараш, Пахотин, Щепеткин и др. Меж ду тем, эти малопопулярные в современной арктической литературе, и частью ею сов сем забытые русские имена заслуживают не меньшего, а может быть и большего внима ния и почета, если взглянуть на вопрос под углом зрения практических результатов де ятельности русских и западно-европейскнх моряков на Северном Морском пути на пер вых этапах развития мирового судоходства. Сказанное нетрудно подтвердить обраще нием к некоторым фактам и свидетельству самих иностранцев. В известном труде Гер- берштейна, изданном в Венеции в 1550 го ду, приведен несомненный факт плавания морем из устья Двины в Дронтгейм Григория Истомы с посланником Давидсом в 1496 го ду, при чем мотивом, в силу которого был избран путь через Белое море и кругом Нор вегии, а не более близкий через Балтийское море, были политические осложнения меж ду Швецией и Россией и возмущение шве дов против датчан. Норденшельд считает воз можным, и с его предположением нельзя не согласиться, что рассказ Герберштейна имел непосредственное влияние на снаряжение первой английской экспедиции на северо-во сток, потому что изданное в Венеции сочи нение Герберштейна должно было скоро стать известным венецианцу Каботу, кото рый, находясь на английской службе, сыг рал столь видную роль в организации пер вых попыток англичан установить торговую связь с Азией Северным Морским путем. Первая английская экспедиция под коман дой сэра Виллоугби, в составе трех кораб лей, была снаряжена в 1553 году. Два ко рабля с самим Виллоугби, после плавания в южной части моря, на современных нам кар тах носящего название Баренцева, зазимо вали в устье р. Варсины, на Мурманском по бережье. Здесь весь личный состав погиб, повидимому, от холода и цынги. В следую щем году корабли погибшей экспедиции бы ли найдены русскими промышленниками и впоследствии возвращены англичанам. Тре тий корабль, под командой Р. Ченслера, обо- шув Кольский полуостров и миновав Белое море, достиг благополучно устья р. Двины, установил непосредственные дипломатиче ские и торговые сношения Англии с Россией Иоанна Грозного, путем, который мы видели выше, был прекрасно известен русским бо лее, чем за полстолетия до Ченслера. Вторая английская экспедиция, состояв шаяся через три года в 1556 году, была в смысле продвижения на восток более успеш ной. Ее руководителю Стефану Бурроу (быв шему штурману корабля Ченслера) посчаст ливилось первому из западно-европейскнх моряков подойти к берегам Новой Земли и посетить южные проливы, ведущие в Кар ское море с Запада. Дошедшие до нас запис ки Бурроу чрезвычайно интересны, так как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2