Сибирские огни, 1935, № 1
208 И Ш И М ^ M. НИКИ Т ИН. ки — Большая, Малая, Нижняя и Верхняя Нахаловки, опоясываю- щие Прокопьевск земляным кольцом. В 1933 г. Прокопьевск пережил период кратковременного «гли- няного напластования». Прожектер, или, по сердитому выражению Шахтеров «сукин сын» Векшин, предложил строить жилища из хво- роста и глины. Целый квартал таких жилищ был построен в течение лета. Прожектер получил премию, а осенью дожди размыли глину, и жильцы остались под открытым небом. Прожектер в диком испуге покинул Прокопьевск. С 1924 г. началось усиленное строительство бараков и двухквар- тирных, а также четырехквартирных домов, которые и образовали главные улицы теперешнего Прокопьевска — Фасадную, Артемов- скую, Комсомольскую. С 1924 г. открылось пассажирское движение на участке желез- ной дороги от Прокопьевска (станция «Усяты») до Кольчугино. Про- копьевск получил выход к сибирской магистрали. До этого времени на станцию «Усяты» приходили только товарные поезда, причем движение поездов не было подчинено какому бы то ни было рас- писанию. С открытием паосажирского движения на станцию «Усяты» стали приходить еженедельно два пассажирских поезда. Два поезда в неделю I Один этот факт ярко показывает, каким, поистине, медвежьим углом был Прокопьевск десять лет тому назад! А вот и второй факт, — не менее выразительный. В конце 1926 г. клуб имени Артема, помещавшийся в стареньком бараке, впервые был радиофицирован. «В клубе, — рассказывает старожил Прокопьевска инженер Грибченко, — поставили большую трубу и какой-то ящичек с бле- стящими ртутными лампами. Монтер долго возился с этим ящиком, а публика сидела в зале и, молча, ждала. Наконец, труба захрипела и послышались какие-то граммофонные звуки. Слышно было плохо, но публика очень волновалась. Многие не поверили в радио и, ухо- дя, громко кричали, что это жульничество»... Таким был Прокопьевск накануне первой пятилетки. Раньше было сказано, что строительство гигантских шахт пяти- летки Прокопьевский рудник начал с помощью конного ворота и деревянного копра. К началу первой пятилетки молодой рудник пришел отсталым не только в техническом, но и в культурно-бытовом отношении. Рост Прокопьевска был, поэтому, особенно болезненным. С 1928 г. население начало быстро увеличиваться. В 1931 г. население его выросло до 50000 человек. За три года население города утроилось. С 1928 т. Прокопьевск стал строиться бешеными темпами. Но никакое строительство не могло угнаться за невероятным, прямо ка- тастрофическим ростом населения. Трудность положения заключалась еще в том, что Прокопьевск располагал только одноколейной железной дорогой. Она перевозила строительные материалы для Прокопьевска и для Кузнецкстроя, и для Беловского цинкового завода и для других заводов и городов Кузбасса, которые строились все сразу. Вдобавок к этому, она еще приняла перевозку многочисленных маршрутов угля, отправляемых из Кузбасса на Урал. Совершенно ясно, что одноколейка, построенная наспех и имеющая чрезвычайно трудный профиль, не могла спра- виться со всеми перевозками. Статистики подсчитают со временем общее количество грузов, перевезенных одноколейкой Кузбасса в те героические годы. Тогда,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2