Сибирские огни, 1935, № 1

Ч Е Р Н А Я Р Е К А H I M O M 203 ЕСЛИ приезжий когда-либо бывал на Украине, он непременно вспомнит украинскую мазанку, заботливо побеленную хозяйкой в канун большого праздника. Стены гигантского комбината так белы, что приезжему кажется: здесь живет непомерно разросшаяся тетуш- ка, которая то-и-дело опускает чудовищную кисть в сорокаведерную бочку мелового раствора и неутомимо подбеливает свой дом. Но в комбинате живет не сказочная тетушка, а невысокий, на- чавший уже полнеть, человек — товарищ Юдкин, управляющий шахтой. У него нет ни (Сорокаведерных бочек, ни чудовищных кистей, а есть мощные краскопульты, покрывающие стены комбината распы- ленным раствором извести не менее одного раза в месяц. Если приезжий заметит товарищу Юдкину, что белая окраска, пожалуй, непрактична, на этом производстве, где так много грязи и угольной пыли, товарищ Юдкин засмеется и ответит: он потому и ввел белую окраску, чтобы « а этом производстве больше не было ни грязи, ни угольной пыли. Чистота и шахта, по мнршю Юдкина, суть понятия, исключаю- щие друг друга только на капиталистических рудниках. В наших условиях уголь можно примирить даже с тоненькой, зеленой елоч- кой и нежными красивыми цветами. И верно: под окнами комбината выстроились зеленые ряды ело- чек и за невысокой, свежежелтеющей изгородью чернеют взрытые, готовые к приему цветов, большие и белые клумбы. Широким своим фасадом комбинат выходит на главное шоссе. Посреди фасада приезжий видит внушительный под'езд. Мраморные львы еще не лежат в под'езде, они еще не заказаны скульпторам (так шутит тов. Юдкин), но привратник, строгий и степенный, как швейцар большого отеля, непременно спросит у приезжего пропуск. У шахтера привратник отбирает его рабочий номер. Вестибюль комбината вместителен, как Казанский вокзал в Москве. Справа к вестибюлю примыкает гардеробная, слева — по- мещение раскомандировки. В гардеробной шахтер оставляет свою одежду и получает спе- цовку. \\l jj Приезжий обычно идет в раскомандировочную. Раскомандиро- вочная поражает даже после вестибюля. Это — зал в два света. Вдоль стен его, выкрашенных масляной краской, стоят конторки шахтовых участков. Их двери белы, как двери госпиталя. Красивая, прочная лестница ведет во второй этаж, где помещается кабинет управляющего. Управляющий сидит за столом и видит всю раскомандировку. По микрофону он может отдать любое распоряжение: его голос бу- дет услышан на любом участке. Его кабинет — это капитанское помещение. И когда приезжий глянет отсюда на раскомандировочную, ему легко может показаться, что он видит не стену раскомандировочной, а высокий борт кора)бля и что участковые конторки — не конторки вовсе, а каютки нач- состава. Только окна корабля не похожи на иллюминатор, но они расположены очень высоко, так что океанская волна не захлестнет внутрь и не нарушит торжественной и строгой тишины. Приезжий прикасается к стенам, к подоконникам, к перилам лестниц. Все здесь солидное, прочное, настоящее. Но приезжему по- чему-то кажется, что он видит театральную декорацию. Все очень просто. Идет американизированная постановка в Ка- мерном театре — и только.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2