Сибирские огни, 1935, № 1
' 202 ММЮШШВЮШ! 1ИШ1WMilllHWHIHIWIWIIHIIIIIfllWWHIHWtlMHIU^ IMР^ЯИ м . Н И К И Т И Н. X V I I I . Механическое вооружение рудника необычайно быстро повыша- ло добычу: в 1932 г. Прокопьевский рудник выдал 1933000 тонн угля, то-есть, в два раза больше, чем в 1930 г. Но за эти три года черная металлургия выросла столь мощно, что она могла поглотить колоссальное количество угля. В тридцати километрах от Прокопьевска готовился к пуску Кузнецкий метал- лургический завод, у подножья Магнитной горы разжигались домны величайшего в Старом свете металлургического гиганта. Как ни быстро рос Прокопьевск, он все же отстал от своих со- братьев — от Кузнецкстроя и Магнитостроя. Новые заводы нельзя было оставить без коксующихся углей. Реконструированные заводы Урала также требовали угля. Боясь, что рудник не сможет удовлетворить потребностей черной металлургии, ирокопьевцы приняли заведомо экстенсивную систему горных ра- бот — «камерно-столбовую систему с магазинированием и обруше- нием кровли». Сущность этой системы заключается в том, что выработанное и освобожденное от угля пространство не закладывается пустой по- родой, а кровля над выработанным пространством обрушивается. Эта система давала возможность в наикратчайший срок добы- вать горы угля, так как здесь добычные работы не сопровождаются кропотливым транспортированием закладочных материалов в вырабо- танное пространство шахты. Но при этом несомненном достоинстве система работ с обруше- нием имела много недостатков. В магазинное пространство ссыпался не только уголь, но и куски породы и это недопустимо увеличивало зольность угля. Между камерами приходилось оставлять предохра- нительные массивы угля, так называемые целики. Эти массивы без- возвратно выпадали из угольных ресурсов шахты. Кроме того, обрушение больших масс угля вызывало подземные пожары, портило поверхность шахты и создавало воронки, по кото- рым потом в шахту стекала вода. Система работ с обрушением была принята как временная. В 1935 г. на Прокопьевском руднике один миллион тонн будет добыт с полной закладкой выработанных пространств. На шахте Коксовой эта система принята уже теперь. X I X . «Между линией Кольчугинской железной дороги и путями про- копьевских шахт частоколом ограничен участок земли. На участке две деревянных конических вышки. Они густо покрыты пушистым инеем. Стальные канаты тянутся от вышек и скрываются в деревян- ных пристройках. Дымят трубы двух локомобилей. Тишина. Без- людие. Свежий, светложелтый тес вышек, сараев и складов сверкает от яркого зимнего солнца. Тишина... У ворот стоит скучающий ча- совой в желтом тулупе. Течет ручей... Обычный вид какого-нибудь небольшого производства»... ...Так, по описанию сибирского очеркиста П. Н. Стрижкова вы- глядела шахта Коксовая в ноябре 1931 г. В ноябре 1934 г. приезжий не увидит ни частокола, ни деревян- ных конических вышек. Сорокадвухметровый копер, сплетенный из железного черного кружева, стоит над скиповым стволом, облоко- тившись о трехэтажное здание бункеров. Над клетьевым стволом вы- сится другой копер, ростом в пятнадцать метров. Приезжего поражают, впрочем, не эти копры, а огромное, бе- л ое и очень светлое здание комбината шахты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2