Сибирские огни, 1935, № 1

178 М Д Я И М Ш Ш П ^ М. Н И К И Т И Н ! для поиска коксующихся углей в пределах теперешнего Кузбасса- Уголь этот предполагалось «употребить на нужды алтайских заво- дов». Партия обследовала несколько месторождений, но нашла толь- ко выветренный уголь, не пригодный для выжига кокса. В этом убеждении о низком качестве углей Кузбасса удель- ное ведомство пребывало много десятилетий. Опровергнуть выводы 4 геологов, -одетых в удельные мундиры, было невозможно, потому что «кабинонт его величества» запретил на кабинетских землях ча- стичную разведку и всякую частную промышленность, «основанную» на применении огнедействующих машин и потребляющую значитель- ное количество лесного материала». Величайшее месторождение угля лежало заколдованным кладом под избами переселенческих деревень, под убогими избами нищей; России, которая шла за Урал в поисках лучшей доли, но находила, все тех же полицейских и тот же картофельно-ржаной полуголод. II. Уголь, лежащий под крестьянскими избами. Это — не словесный: оборот, а точное утверждение факта. Переселенцы, которые растека- лись по просторам Кузбасса после 1900 г., когда великая магистраль, приблизила Сибирь к Зауралью, — переселенцы ставили свои избы на твердый, черный, не поддающийся ударам лопаты камень. С боль- шим трудом они пробивали в каменных черных пластах ямы для по- гребов. В районе города Кузнецка уголь лежал прямо на поверхности, и: бабы, выйдя во двор с ведром, беззаботно собирали «доморощенное»,, если можно так выразиться, топливо для небольших своих хозяйст- венных нужд. О промышленном использовании угля тогда никто еще не думал.. В Сибири работал крохотный Гурьевский завод, но потребности его- были так малы, что они легко покрывались древесным топливом. Первые шахтеры Кузбасса — это крестьяне, «самосильно» добы- вающие уголь. Одной из первых штолен была штольня, пройденная - крестьянами в устье реки Громотухи, в обнаженьях угольного пласта. Добытый уголь по Громотухе и по Томи сплавлялся на баржах в^ Томок, где обыватели покупали его на топливо. Это был промысел, а не промышленность. Время для строитель- ства угольной промышленности Кузбасса наступило только тогда, ког- да Сибирская магистраль пересекла Иртыш и Обь и протянулась- даль- ше, к Енисею и Ангаре. Паровозам нужен был уголь. Он лежал под. рельсами, и не заметить его было нельзя. Так для нужд дороги возни- кли первые промышленные рудники Кузбасса близ станции Анжерка и станции Судженка. По существу эти рудники захватили только малый край гигант- ской угольной территории Кузбасса, протянувшейся к югу от Анжеро- Судженки почти на пятьсот километров. Но возникновение Анжеро- Судженских копей все же было очень важным фактом. Удельное ве- домство не могло теперь запретить на кабинетских землях применение «огнедействующих машин». Настали другие времена, и кабинетские геологи вновь начали обшаривать недра Кузбасса. Разведки длились лет пятнадцать, и угольные запасы Кузбасса в представлении геоло- гов доросли до солидной цифры в двенадцать с половиной миллиар- дов тонн. Как новый угольный миллиардер, Кузбасс встал рядом с Донбас- сом. Тогда, конечно, не было такого термина: Второй Донбасс. Никто не задумывался об определении значимости Кузбасса, как новой уголь- ной базы. Этот бассейн мог интересовать только с точки зрения спе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2