Сибирские огни, 1934, № 6
историческое значение работ группы сибир ских историков-публицистов, как Н. М. Яд ринцев, Г. Н. Потанин, С. С. Шашков, яв лявшихся руководителями сибирской пуб лицистики, изо дня в , день разоблачавших систему злоупотреблений в среде сибирской колониальной администрации, не стесня ясь делать это и в своих научных статьях. Преимущественно публицистический х а рактер и вспомогательная роль историко исследовательской части в работах Ядрин- цева не позволили великодержавной исто риографии смотреть на него, как на исто рика, а работам его придавать научную зна чимость. Ядринцев, как историк, должен быть от несен к историкам провинций, к историкам колониального вопроса, к историкам Сиби ри в частности. Уже первый большой труд его «Русская община в тюрьме и ссылке» (вышел в 1872 г.), в основных своих частях крупное историческое исследование, имев шее в свое время большое значение, лег шее в основу реформы ссылки и всей ка рательной и исправительной системы в Рос сии. Результатом этой и дальнейшей не устанной работы Ядрикцева явилась отмена уголовной ссылки в Сибирь, чего так страст но добивался он и все сибирские област ники, считая, что «отмена ссылки состав ляет почин освободительного движения ко лонии». Одна из самых значительных час тей этой книги, озаглавленная «Историчес кие очерки русской ссылки», представляет собою первое, совершенно оригинальное исследование этого вопроса с момента его возникновения. Начиная с «Уложения» Алек сея Михайловича, с которого начинается ссылка в Сибирь, на протяжении 150 стра ниц по подлинным указам и документам исследуется вся история законодательства о ссылке, ярко вскрывается безрезультат ность ее, как системы исправительной, ка рательной, так и колонизационной. Рассматривая исторические работы Ядрин- чева, легко заметить, что, как историк, он находился под двойным воздействием. С одной стороны, русских историков-област- ников (Н. И. Костомарова, учеником которо го сам был, и А. П. Щапова, еще более та лантливого историка-областника, влияние которого сильно чувствуется в его работах), с другой стороны, изучая историю запад ных провинций, он попал под сильное вли яние учения Пьера-Жана Прудона, разви вавшего теорию федеративного государст венного устройства. В передовице в «Восточном Обозрении» на смерть своего учителя Ядринцев писал: «Таланту этого человека, его исторической правдивости отдают дань справедливости даже люди других лагерей, держащиеся иных воззрений на' русскую историческую жизнь. Н. И. Костомаров, как историк вооб ще России, не стал на одну исключительно государственную централистическую точку зрения, он начал с другого конца. Он глу боко изведал жизнь народную, охватил ее своим взором и понял душою. Эту жизнь нужно было изучать и подмечать в част ностях, в развитии областных инстинктов, в сердце государства, внутри его, там, где не умолк и вечно пролагает себе дорогу ручей народной областной жизни»’. М. Н. Покровский про Костомарова пи сал: «Работы его имели не очень большое чисто научное значение, но он был единст венной отдушиной, через которую к нам= шла свежая струя, независимая от «госу дарственного» понимания русского истори ческого процесса. Что в древней Руси были не только князья и бояре, но была и народ ная масса, было что-то в роде республик, что русскую историю делали не только ве ликороссы, но и украинцы, это мы впервые узнали от Костомарова»2. Вслед за Косто маровым эту характеристику можно дать и его ученику Ядринцеву, как историку. Он не был глубоким кабинетным ученым и не создал своей особой исторической концеп ции. В своих исторических работах он в основном опирался на приведенных выше теоретиков. Особенно заметно влияние р а бот Щапова. Следующими словами он ха рактеризует учение Щапова: «Щапов с пер вого раза проливал уже слишком новый, слишком оригинальный взгляд на русскую историю, чтобы не поразить слушателей. Под влиянием его эта история получила иной вид. Теория областности выступила у него в первый раз новою школою. Ни р а нее, ни-после не появлялось более дарови того представителя этой идеи, несомненно имеющей будущее в русской жизни. Когда Щапов открывал страницу за страницей ис тории, приближался к недавнему прошло му перед освобождением крестьян, он по- 1 Областная история и областной историк, «Восточное Обозрение» 1885 г. № 16. 2 М. Покровский. — Предисловие к сборн «Русская историч. литература в классовом освещении», т. I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2