Сибирские огни, 1934, № 6
сована буржуазия»1, но вряд ли можно при нять это указание за серьезный аргумент в пользу Н. М. Ядринцева, как социалиста. Он с большим интересом читал и изучал ■Луи Блана, Прудона, Лассаля, Маркса, Бе беля. В письмах из ссылки он не раз ссы лается на Маркса и особенно на Прудона. Но нахватившись кусочков социалистичес ких учений и причудливо соединивши их, как теоретическое оружие, пригодное для разрешения проблем, стоящих перед сибир ским областничеством, от этого Ядринцев не стал социалистом. Сибирское областни чество, выступившее на историческую сце ну в середине шестидесятых годов, не имея четкой экономической и политической программы, уже в самом начале не было монолитно. В нем, как в течении, намеча ются два крыла: одно по духу близкое ли- ' берально-буржуазно.му , представленное С. С. Шишковым и Г. Н. Потаниным, быстро из жившее народнические элементы в своих взглядах; другое, более левое, демократи ческое, представленное Н. М. Ядринцевым. Потанин и Шашков, особенно последний, в показаниях следственной комиссии по так называемому делу сепаратистов в 1865 г., стоят на чисто либерально-буржуазной платформе. Шашков высказывается за рас продажу земель и за поземельную собст венность в Сибири: «Так как в Сибири нет почти землевладельцев, то их место может быть скоро занято, если допустить в Си бири распродажу земель в частные руки. Это, по-моему, и подняло бы значительно сельскую промышленность». Потанин в своих показаниях рассказы вает картину трудностей роста капитализма в сельском хозяйстве Сибири и говорит о возможных путях ускорения его развити- тия. Приводя в пример купцов и капита листов, переходящих в Сибири к сельскому хозяйству и заводящих обширные хозяйст ва с десятками наемных рабочих, Потанин говорит, что «в том виде аемледелие только и остается выгодным». Однако, Потанин считает более нормальным, если бы сибир ские крестьяне сами, соединяясь в товари щества, переходили к такому способу хо зяйства, а нынешние фермеры обратились к заводской промышленности»: Ядринцев, стоявший за сохранение и раз витие общины, в противоположность Шаш- кову, до конца своей деятельности был про 1 Г. Н. Потанин, — ст .„ Нужды Сибири. “ «Сибирь, ее состояние и нужды» — сборник яод ред. Мельника. 1908 г. тивником распродажи земель в частную соб ственность. Когда в Шенкурской ссылке в 1872 г. он узнает, что «Техническое Иркут ское Общество, в целях развития земледе лия, высказалось в пользу введения позе мельной собственности в Сибири, то реши тельно восстает против закабаления земли мироедами и не более культурными сибир скими капиталистами. «В моем ученом арсе нале, — писал он Потанину, — против вве дения у крестьян поземельной собственнос ти на Востоке, есть добрый заряд и совер шенно новый. Это доказательство, к чему привела распродажа земель в Австралии и как подействовала система Уэнфильда ча поднятие цен на землю. Ныне дело клонит ся уже к выселению из Австралии, это д о казывают цифры из Кольба в немецком из дании. Маркс громит эту систему силой ученой аргументации, полной ядовитой иро нии. Не знаю, когда придется громыхнуть этот выстрел по нашим землекабальникам»1. Спустя 20 лет, во втором издании «Си бирь, как колония», Ядринцев выдвигает именно общину, как учреждение, способное заменить землевладельцев в накоплении бо гатства и «образовании народного капита ла». Общину только .надо было освободить от мироедов-кулаков. Частное землевладе ние, доказывал Ядринцев, будет сопряжено с большими жертвами для крестьянства и только «одна община способна водворить в Сибири рациональное хозяйство»*. Во взглядах Ядринцева несомненно были народнические черты, перемешанные уче нием мелкобуржуазного социализма Прудо на. Революционное народничество, выступав шее в 60-х годах с методами непосредствен ной работы среди «мужиков», эпоха хожде ния в народ не нашли прямого отражения в сибирском областничестве. В письмах Ядринцева можно встретить соображения, что он считает более правильным сосредо точение культурных сил в городах и в уч реждениях, откуда продвижение практиче ских и культурных мероприятий для дерев ни через печать и другие пути представля лось ему более реальным. «Мелкобуржуазные иллюзии, утопичес кие воззрения крестьянского социализма возникли в ту пору, когда рабочее и вооб ще массовое движение было еще не раз вито. Этого исторического оправдания у позднейшего народничества не было и быть 1 Н. Ядринцев. Письма, стр. 27 — 28. 2 Н. Ядринцев. Сибирь как колония, стр. 123 — 124.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2