Сибирские огни, 1934, № 6
М. Горького. В те времена, когда они да-_ вались, Горький считался с ними мало. Речь его ранних рассказов сложна, изоби лует всякого рода украшениями. Чем даль ше, тем проще она становится. Фраза д е лается короче, определенней, как выражал ся Чехов, все меньше/ И замечательное яв ление: от этого речь становится разнооб разнее и богаче. Многим теперешняя горь ковская речь, по сравнению с блестящим языком его первых произведений кажется бледной, но ее большую гибкость, разно образие, изящество можно бы доказать д а же цифрами, подсчитав, например, различ ные синтаксические построения. Свою борьбу за литературность речи Че хов вел по двум направлениям. Он воору жался против вульгаризации языка, кото рая сказывается в стремлении вводить так называемые «народные» словечки. «Мы- ста» и «шашнадцать» сильно портят пре красный разговорный язык. Насколько я могу судить по Гоголю и Толстому, пра вильность не отнимает у речи и народного духа»02. Это относится к пьесе, говорится, значит не о речи самого автора, а о разго воре героев. «Язык должен быть прост и изящен. Лакеи должны говорить просто, без «пущай» и «теперича»03. И этот совет относится к пьесе. В своих произведениях Чехов особенности простонародной речи передает особым складом фразы (в «Му жиках», например), иногда подчеркивает, что крестьяне по-своему понимают некото рые слова («презирать» в смысле «призи рать» — см. «Новую дачу»), но и к этому приему прибегает очень осторожно. Дав представление об особенностях речи того или иного лица, он в дальнейшем не навя зывает ему никаких особенных словечек, тем более —звуковых искажений. Чехов чувствовал это и в сомнительные предпри ятия не пускалря. Другая линия борьбы — очищение языка от провинциализмов. В первую очередь Чехову приходилось осво бождать от местных и жаргонных слове чек собственную речь. В южных городах и до сих пор говорят очень своеобразно. В ранних рассказах и письмах Чехова сохра няется еще многое из говора Таганрога — его родины: «скучать за тобой», «шпаки» и т. д.. Чехов сознательно преодолевал эту трудность, помогая и другим. «Провин- циализмы, как «подборы», и «хата» в не 02 Неиздан. письма. Стр. 52. Гославскому, 1892 г. большом рассказе кажутся шероховаты ми», писал он одному из начинающих. Слово «хата» давно уже употребляется в литературном языке (у Пушкина в «Де ревне», например, — «рассыпанные хаты»), но возможны, конечно, положения, в кото рых оно будет казаться провинциализмом. Возможен особый вид критики, до сих пор бывший в забросе, но очень нужный — критика языка. В наиболее простом своем виде она должна решать вопрос: можно ли так выразиться в данном случае? В прило жении к художественной литературе этот вопрос осложняется еще вопросом о при годности, целесообразности данного сло весного образа. Собственно, это даже и не критика, а нечто вроде постоянной дискус сии о языке, главными участниками кото рой в первую очередь следует быть самим писателям; может быть, в каждом журна ле не мешало бы иметь соответствующий отдельчик. Чехов указывал, например. Б. Лазаревскому: «Язык местами изыскан, местами провинциален: «Офицеры ревнова ли друг друга», между тем, офицеры могут ревновать женщину друг к другу»54. Дру гое такое же замечание: «Страсть к гра фомании» не годится, потому что самое слово графомания содержит уже в себе по нятие страсти»55. То и другое замечания правильны. Много таких же правильных замечаний делается и в наше время, осо бенно после статей А. М. Горького. Стрем ление очистить речь от словесного сора ча сто доходит до крайностей, до того, что осуждается чуть не каждое слово, которо го нельзя найти у классиков, чуть не вся кое разветвление значений в известном уже слове53. Делается все это неорганизованно, от случая к случаю. При этом нередко кри тики опираются исключительно (или по чти) на свой привычный словарь: этого сло ва он не употребляет, стало быть, оно не литературно. Это можно проверить хо тя бы на слове «ихний». Многие из литера турно образованных людей отмахиваются ог него, хотя его употребляли Писемский, Тургенев, Салтыков, Достоевский, Л. Тол стой, Маяковский. Благодаря неорганизо ванности выступлений против порчи я зы ка, создается своеобразный консерватизм, тяга назад. 64 Письма, т. VT, ССТХХХ. 50 Письма, т. IV, СС .XXXIX. 50 См. «Молодую Гвардию» за 1934 г. кн. 6, «Дискуссия о языке», особенно выступле ние М. Презента (против слова «проработа но»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2