Сибирские огни, 1934, № 6
«Единственный недостаток — нет сдержан ности, нет грации. Когда на какое-нибудь определенное действие человек затрачива ет наименьшее количество движений, то это грация»27. Грация, или, говоря русским словом, изящество, требует, чтобы в про изведении не было ничего лишнего, только то, что нужно для раскрытия темы. Такая экономия достигается только упорной рабо той. Чехов постоянно советует своим кор респондентам из начинающих писателей (да и не только из начинающих) удалять из произведения все лишнее... «Вы нагро моздили целую гору подробностей, — пи шет он Авиловой, — и эта гора заслонила солнце. Надо сделать, или большую по весть, этак листа на четыре, или же ма ленький рассказ, начав с того момента, ко гда барина несут в дом»,28. Другой писа тельнице такой же совет дает в более об щей форме, навеянной, возможно, чтением Л. Толстого: «В Ваших повестях есть ум, есть талант, рсть беллетристика, но недо статочно искусства. Вы правильно лепите фигуру, но не пластично. Вы не хотите или ленитесь удалить резцом все лишнее. Ведь . сделать из мрамора лицо, это значит удалить из этого куска то, что не есть ли цо». Это «удаление лишнего» требует, оче видно, многократных переделок, поправок, вычеркиваний, особенно вычеркиваний. Бра ту своему Ал. П. Чехову он советует по пОводу какого-то рассказа: «Сократи боль ше, чем на половину. Вообще, извини, по жалуйста, я не хочу признавать рассказов без помарок. Нужно люто марать»29. Так же марал он и свои рассказы. О повести «Дуэль» он говорит, например, что, ввиду сложности композиции, не раз путался и рвал написанное»30. Это все не надо понимать, как требова ние писать непременно только короткие ве щи. Такая репутация — стремления к крат кости во что бы то ни стало — действи тельно, сложилась у Чехова. Он и сам ее поддерживал. «Будь я миллионером, я бы писал вещи в ладонь величиной», — так говорил он, по словам одного из его зна комых литераторов М. Меньшикова. В сущности, такая репутация — некото рое преувеличение. Он начал с очень ко ротких рассказов, «короче воробьиного *т Письма, т. V. стр. 479. 28 Письма, IV т., CCX.L 29 Письма, т. IV, СС XXX. “ Письма, III. CLXXVI. носа», но впоследствии писал вовсе не так , уж коротко. Изящество достигается не только вычер киванием, а и предварительным обдумыва нием, планированием. Писаных планов Че хова не сохранилось; вероятно, их и не было. Но составить план — не значит не пременно написать его. Мы знаем, что д а же стихотворение можно переделать pas 30-40, не написав его ни разу. Характери стики действующих лиц Чеховым обдумы вались всесторонне, иногда излагались и письменно, например, он сделал это по от ношению к героям «Иванова» и «Лешего»; каждый из них имеет подробный «паспорт». В записных книжках есть беглые наброски некоторых произведений; настоящими пла нами назвать их нельзя. Но планы были. Об одной из своих больших повестей он говорит: «Пишу громоздко и неуклюже, &• главное без плана»31. План, очевидно, счи тался нужным. Отсюда — творчество не результат «вдохновения» (хотя в изве стном смысле вдохновения Чехов и не от рицал), а результат сознательной планомер ной работы. «Если бы кто-нибудь похва стал мне, что он написал повесть без з а ранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, я назвал бы его сумасшед шим»32. Талант, «нутро» (очень туманное слово, кстати сказать), только одно из ус ловий писательской работы, правда, необ ходимое, но само по себе далеко недоста точное. «Он (Григорович) говорит, что та лант и свежесть все одолеют. Талант и све жесть многое испортить могут — это вер нее»33. Мы видели уже, что, признавая в рассказах одной из своих корреспонденток и ум, и талант, он подчеркивал в них. недо статок искусства, а этот недостаток — не достаток обработки. Умение обрабатывать произведение дается не сразу. Когда Чехов *п'.пробовал взяться за роман (так и не на писанный), он был уже определившимся, известным писателем. Уже была поставле на и произвела большое впечатление пье са «Иванов», созданы были «Припадок», «Именины», выпущено несколько сборни ков рассказов, он успел уже получить пуш кинскую премию (в 18S8 г.). И вот что ой писал по поводу работы над романом: «Прежде чем приступить к роману-, надо приучить свою руку .свободно передавать мысль в повествовательной форме. Этой Письма, т. II С. 32 Письма, т. И, С III. 83 Письма, т. II, CXI.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2