Сибирские огни, 1934, № 6

торому он пошел. Это — путь переделки мира, создание социалистического общества. В этом произведении мы -видим свежие и хорошие образы, новые и сочные сравне­ ния : ' «Диргал с нетерпением ждал, когда о т ­ кроется Иня. На прозрачном небе появилось много звезд. Диргалу показалось, что темно- синее небо с яркими звездами спустилось к земле, а звезды как будто собрались в кучу» ( э лектр офон ар и) . «Он залез в кузов и там прилег. Взгляд его был устремлен в темно-синее небо. Яркие звезды сплошь токрыли небосвод. Они ле­ жали, как ячменная крупа в чугунном к а ­ зане». Учьсь на курсах, он иногда обнаруживает в себе тоску по своему коню. «"Придется ли мне еще когда-нибудь по­ ездить верхом на лошади?». У него было недоверие к машине: «Вот если бы мой Рыжко был здесь, то я, не задумываясь, перемахнул бы через эту гору. А этот конь едва ли спустит нас жи ­ выми. Разобьемся?». Но вскоре у него появилась любовь к же ­ лезному коню. Он разговаривает с машиной, как со своей любимой лошадью: — «Пей досыта... — тихо разговаривал он, будто с живым существам, — напился говоришь? Ну, ладно, поедем дальше»... Или: — «Скаж.и, дорогой товарищ, скажи, мой железный конь, где, что у тебя поломано. Что у тебя болит? Как хорошо было бы, ес­ ли бы ты, мой неразлучный товарищ, мог г о ­ ворить»... Диргал, работая шофёром на Чуйском тракте, внутренне понял, что общественная собственность -священна и неприкосновенна. Когда у него в Монголии сломалась машина, он несколько -суток -сидел бе з хлеба и воды, он ие мог уйти о-т автомобиля, на котором он вез товары — государственную собствен­ ность. Он бережлив, заботлив. Он приобрел качества человека нового строя. Но в этом произведении П. Кучияка есть одна ошибка. Говоря о русских шоферах, он слишком сгустил краски. У шофера-алтай- ца, Диргала Мундус-ова, сломалась машина. Он не может ее исправить. Русские шоферы лишь смеются над ним и ругают его. И это в продолжение нескольких дней! Получает­ ся впечатление, что едва ли не все русские шоферы на Чуйском тракте—великодержав­ ные шовинисты. Ведь только секретарь ком­ сомольской ячейки, русский шофер Ваня, помог Мундусову исправить машину. Борь ­ ба с великодержавным шовинизмом среди шоферов почти не показана. К сожалению, к ак и в поэме, автор в конце очерка -скатился на голую публицистику и стал повторять всем известные лозунги. По окончании курсов Диргал приезжает на ма­ шине в свое родное селение. Сбегается на­ род и у машины начинается митинг. Се­ кретарь райкома партии т. Толток произ­ носит длиннейшую речь об Октябрьской революции, о советской власти и т. д. За Толтоком поднимается председатель аймис- полкома Кардаманов и тоже произносит большую речь. Зачем это нужно? (При пе­ реводе на русский язык эти речи сокраще­ ны на 90 проц.). Читатель и так видит, что дала советская власть алтайцу. Она дала ему железного коня, перестроила Алтай, создала колхозы, ликвидировала бая, побо­ рола темноту и неграмотность, воспитала новых людей, строителей социализма. Это видно из произведения. Речи здесь были наносным элементом. Перед Кучияком, молодым и способным писателем, стоит задача не только дальней­ шей учебы языку, но и воспитания в себе большевистской непримиримости ко всем врагам социалистического строительства, от­ куда бы они ни происходили. От Кучияка мы вправе требовать таких произведений, которые по своему художественному каче­ ству и по идейному содержанию стояли бы гораздо выше его первых поэм и рассказов, в которых было бы во всей полноте отобра­ жено социалистическое строительство в Ой­ ротии, рост нового человека. X Если в поэзии и художестве иной прозе Ойротии налицо глубокое отставание от бо ­ гатой благодарным материалом жизни, то с драматургией дело обстоит более благополу­ чно. Наибольшим вниманием ойротоких пи­ сателей в данное время пользуется драма­ тургия. И это -вполне правильно. Товарищ Сталин в беседе с писателями подчеркнул огромное значение именно драматургии. Тре­ бование на пьесы большое. Хотя за послед­ ний год в Ойротии вышло несколько пьес — пьес все-таки нехватэет. В С-оузаре, Усть- Канс-кого ай-м-ака, колхозники обязали учи­ теля, в порядке колхозной дисциплины, на­ писать пьесу. Подобный же -случай был в Беш'пельтире. Основной недостаток ойротских пьес — они малосценичны, порой схематичны. Авто­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2