Сибирские огни, 1934, № 6
торому он пошел. Это — путь переделки мира, создание социалистического общества. В этом произведении мы -видим свежие и хорошие образы, новые и сочные сравне ния : ' «Диргал с нетерпением ждал, когда о т кроется Иня. На прозрачном небе появилось много звезд. Диргалу показалось, что темно- синее небо с яркими звездами спустилось к земле, а звезды как будто собрались в кучу» ( э лектр офон ар и) . «Он залез в кузов и там прилег. Взгляд его был устремлен в темно-синее небо. Яркие звезды сплошь токрыли небосвод. Они ле жали, как ячменная крупа в чугунном к а зане». Учьсь на курсах, он иногда обнаруживает в себе тоску по своему коню. «"Придется ли мне еще когда-нибудь по ездить верхом на лошади?». У него было недоверие к машине: «Вот если бы мой Рыжко был здесь, то я, не задумываясь, перемахнул бы через эту гору. А этот конь едва ли спустит нас жи выми. Разобьемся?». Но вскоре у него появилась любовь к же лезному коню. Он разговаривает с машиной, как со своей любимой лошадью: — «Пей досыта... — тихо разговаривал он, будто с живым существам, — напился говоришь? Ну, ладно, поедем дальше»... Или: — «Скаж.и, дорогой товарищ, скажи, мой железный конь, где, что у тебя поломано. Что у тебя болит? Как хорошо было бы, ес ли бы ты, мой неразлучный товарищ, мог г о ворить»... Диргал, работая шофёром на Чуйском тракте, внутренне понял, что общественная собственность -священна и неприкосновенна. Когда у него в Монголии сломалась машина, он несколько -суток -сидел бе з хлеба и воды, он ие мог уйти о-т автомобиля, на котором он вез товары — государственную собствен ность. Он бережлив, заботлив. Он приобрел качества человека нового строя. Но в этом произведении П. Кучияка есть одна ошибка. Говоря о русских шоферах, он слишком сгустил краски. У шофера-алтай- ца, Диргала Мундус-ова, сломалась машина. Он не может ее исправить. Русские шоферы лишь смеются над ним и ругают его. И это в продолжение нескольких дней! Получает ся впечатление, что едва ли не все русские шоферы на Чуйском тракте—великодержав ные шовинисты. Ведь только секретарь ком сомольской ячейки, русский шофер Ваня, помог Мундусову исправить машину. Борь ба с великодержавным шовинизмом среди шоферов почти не показана. К сожалению, к ак и в поэме, автор в конце очерка -скатился на голую публицистику и стал повторять всем известные лозунги. По окончании курсов Диргал приезжает на ма шине в свое родное селение. Сбегается на род и у машины начинается митинг. Се кретарь райкома партии т. Толток произ носит длиннейшую речь об Октябрьской революции, о советской власти и т. д. За Толтоком поднимается председатель аймис- полкома Кардаманов и тоже произносит большую речь. Зачем это нужно? (При пе реводе на русский язык эти речи сокраще ны на 90 проц.). Читатель и так видит, что дала советская власть алтайцу. Она дала ему железного коня, перестроила Алтай, создала колхозы, ликвидировала бая, побо рола темноту и неграмотность, воспитала новых людей, строителей социализма. Это видно из произведения. Речи здесь были наносным элементом. Перед Кучияком, молодым и способным писателем, стоит задача не только дальней шей учебы языку, но и воспитания в себе большевистской непримиримости ко всем врагам социалистического строительства, от куда бы они ни происходили. От Кучияка мы вправе требовать таких произведений, которые по своему художественному каче ству и по идейному содержанию стояли бы гораздо выше его первых поэм и рассказов, в которых было бы во всей полноте отобра жено социалистическое строительство в Ой ротии, рост нового человека. X Если в поэзии и художестве иной прозе Ойротии налицо глубокое отставание от бо гатой благодарным материалом жизни, то с драматургией дело обстоит более благополу чно. Наибольшим вниманием ойротоких пи сателей в данное время пользуется драма тургия. И это -вполне правильно. Товарищ Сталин в беседе с писателями подчеркнул огромное значение именно драматургии. Тре бование на пьесы большое. Хотя за послед ний год в Ойротии вышло несколько пьес — пьес все-таки нехватэет. В С-оузаре, Усть- Канс-кого ай-м-ака, колхозники обязали учи теля, в порядке колхозной дисциплины, на писать пьесу. Подобный же -случай был в Беш'пельтире. Основной недостаток ойротских пьес — они малосценичны, порой схематичны. Авто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2