Сибирские огни, 1934, № 6

оружению автомобильной дороги через Ал­ тай. Теперь тракт можно считать закончен­ ным. Летом 1934 года по тракту был органи­ зован автопробег. Машины шли от Бийока до Кош-Агача и обратно. И тракт, и машины прекрасно выдержали экзамен. Чегат-Строев написал стихотворение об этом пробеге, газывается оно — «Эр'е-Чуя». («Трудная Чуя»). Вот это стихотворение: «Лошадь в седле седока изнуряет. Эре-Чуя ,рекэ, оглянись. Пропасти черные всюду зияют... Чуйских тропинок всегда берегись. Где не проходил верблюд с вьюком Это место звалось Белый Бом. Не дорога была—бесконечная мука, Трудно было проехать верхом. Буйная, быстрая, трудная Чуя, По твоим берегам вверх и вниз, Изнуряясь, верхами, часто ночуя, Двадцать дней ездоки плелись. А теперь. Удивлен чудесами Теленгит, живущий тут, Страшные кручи покорными стали, — По прекрасным дорогам машины идут. Эта дорога — Чуйским трактом зовется И е о ней, подымая пыль, Автомобиль своими колесами Зачеркнул вековую быль. Эта дорога по кручам вьется, Слушай, ойрот, новую быль, По этой дороге птицей несется АМО — советский автомобиль. Много товаров привозят машины В Улаган, Кош-Агач и Чибит. И шуршат по дороге шины Да мотор неустанно гудит... Пусть небо сегодня не хмурится, Автопробег несет славную весть, Пусть дождь перестанет и туман не курится, — Даешь Чуйский тракт! Есть! Чегат-Строев растет, как поэт, но ему еще очень многое .нужно преодолеть. Прежде всего, изжить в себе наследие прошлого — элементы местного национализма. Свою прошлую крепкую связь с бывшими карако- румовцами, с буржуазными националистами он может загладить только активной рабо- ботой, как советский писатель, только та­ кими произведениями, которые можно было бы назвать действительно произведениями социалистическими. Для этого ему нужно ликвидировать свою политическую малогра­ мотность, овладеть учением Маркса —Лени­ на— Сталина. Поэт должен строже относить­ ся к самому себе и постараться изжить те пороки, о которых писа# А. М. Горький в своей статье «О литературных забавах». Без этого он, как поэт — достояние прошлого, а не будущего. IX Задача писателя — рассказать великую правду социалистического строительства, по ­ казать образцы активных участников этого строительства, создать художественные про ­ изведения о совхозах и колхозах, о том, как вчерашний кочевник вырос в ответствен­ ного работника, в руководителя, о том, как учится молодежь, к ак перестраивается жизнь во всех мелочах, как изживаются капитали­ стические и родовые пережитки в сознании людей. Задачи большие, важные, выполне­ ние их должно явиться делом чести моло­ дых писателей Ойротии. Пока таких произведений на алтайском языке — единицы. В произведениях ойротских писателей мы не видим людей, подобных, скажем, знат­ ному человеку, колхознику Кош-Агачского аймака Тайлюнову, или Трану Кайбышеву, который работал зам. пред. Облисполкома, или Чиликею Апаятову — первому органи­ затору ликвидации неграмотности в род ­ ных долинах. Мы не видим также в худо ­ жественных произведениях изображения сильных колхозов, в которых можно было бы узнать, скажем, куладинский колхоз им. Папардэ или яконурский колхоз им. П. Гор­ диенко. Долги за ойротскими писателями большие. Произведения ойротских писателей мато фабульны. В большинстве книг — последо­ вательное жизнеописание. Перу П. Кучияка принадлежит произведе­ ние «Железный конь»,’ которое стоит на грани между очерком и рассказом. Очерком это произведение можно назвать потому, что в нем описаны события, случившиеся в опре­ деленное время и в определенном месте, показаны действительные лица. Рассказом это произведение можно назвать потому, что в нем, беря действительных лиц, Кучияк сумел показать типичное. Молодой алтаец, Диргал Мундусов, вступающий в комсомол, идущий ;на курсы шоферов и затем работа­ ющий на Чуйском тракте — типичен. Автор нарисовал его с внутренней теплотой, пока­ зал все его чаяния и надежды, колебания и сомнения и, наконец,1 всепобеждающую уве ­ ренность в правильности того пути, по ке- 1 «Сиб. Огни», № 3, 1S34 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2