Сибирские огни, 1934, № 6
оружению автомобильной дороги через Ал тай. Теперь тракт можно считать закончен ным. Летом 1934 года по тракту был органи зован автопробег. Машины шли от Бийока до Кош-Агача и обратно. И тракт, и машины прекрасно выдержали экзамен. Чегат-Строев написал стихотворение об этом пробеге, газывается оно — «Эр'е-Чуя». («Трудная Чуя»). Вот это стихотворение: «Лошадь в седле седока изнуряет. Эре-Чуя ,рекэ, оглянись. Пропасти черные всюду зияют... Чуйских тропинок всегда берегись. Где не проходил верблюд с вьюком Это место звалось Белый Бом. Не дорога была—бесконечная мука, Трудно было проехать верхом. Буйная, быстрая, трудная Чуя, По твоим берегам вверх и вниз, Изнуряясь, верхами, часто ночуя, Двадцать дней ездоки плелись. А теперь. Удивлен чудесами Теленгит, живущий тут, Страшные кручи покорными стали, — По прекрасным дорогам машины идут. Эта дорога — Чуйским трактом зовется И е о ней, подымая пыль, Автомобиль своими колесами Зачеркнул вековую быль. Эта дорога по кручам вьется, Слушай, ойрот, новую быль, По этой дороге птицей несется АМО — советский автомобиль. Много товаров привозят машины В Улаган, Кош-Агач и Чибит. И шуршат по дороге шины Да мотор неустанно гудит... Пусть небо сегодня не хмурится, Автопробег несет славную весть, Пусть дождь перестанет и туман не курится, — Даешь Чуйский тракт! Есть! Чегат-Строев растет, как поэт, но ему еще очень многое .нужно преодолеть. Прежде всего, изжить в себе наследие прошлого — элементы местного национализма. Свою прошлую крепкую связь с бывшими карако- румовцами, с буржуазными националистами он может загладить только активной рабо- ботой, как советский писатель, только та кими произведениями, которые можно было бы назвать действительно произведениями социалистическими. Для этого ему нужно ликвидировать свою политическую малогра мотность, овладеть учением Маркса —Лени на— Сталина. Поэт должен строже относить ся к самому себе и постараться изжить те пороки, о которых писа# А. М. Горький в своей статье «О литературных забавах». Без этого он, как поэт — достояние прошлого, а не будущего. IX Задача писателя — рассказать великую правду социалистического строительства, по казать образцы активных участников этого строительства, создать художественные про изведения о совхозах и колхозах, о том, как вчерашний кочевник вырос в ответствен ного работника, в руководителя, о том, как учится молодежь, к ак перестраивается жизнь во всех мелочах, как изживаются капитали стические и родовые пережитки в сознании людей. Задачи большие, важные, выполне ние их должно явиться делом чести моло дых писателей Ойротии. Пока таких произведений на алтайском языке — единицы. В произведениях ойротских писателей мы не видим людей, подобных, скажем, знат ному человеку, колхознику Кош-Агачского аймака Тайлюнову, или Трану Кайбышеву, который работал зам. пред. Облисполкома, или Чиликею Апаятову — первому органи затору ликвидации неграмотности в род ных долинах. Мы не видим также в худо жественных произведениях изображения сильных колхозов, в которых можно было бы узнать, скажем, куладинский колхоз им. Папардэ или яконурский колхоз им. П. Гор диенко. Долги за ойротскими писателями большие. Произведения ойротских писателей мато фабульны. В большинстве книг — последо вательное жизнеописание. Перу П. Кучияка принадлежит произведе ние «Железный конь»,’ которое стоит на грани между очерком и рассказом. Очерком это произведение можно назвать потому, что в нем описаны события, случившиеся в опре деленное время и в определенном месте, показаны действительные лица. Рассказом это произведение можно назвать потому, что в нем, беря действительных лиц, Кучияк сумел показать типичное. Молодой алтаец, Диргал Мундусов, вступающий в комсомол, идущий ;на курсы шоферов и затем работа ющий на Чуйском тракте — типичен. Автор нарисовал его с внутренней теплотой, пока зал все его чаяния и надежды, колебания и сомнения и, наконец,1 всепобеждающую уве ренность в правильности того пути, по ке- 1 «Сиб. Огни», № 3, 1S34 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2